Пересмотр федерального бюджета, похоже, неизбежен. Но с точки зрения социального самочувствия это, возможно, не самая трудная задача — сложнее могут оказаться попытки сокращения дефицита региональных бюджетов.
Попытка Краснодарского края сэкономить 600 млн руб. в год на льготных проездных для пенсионеров, получающих больше прожиточного минимума (7722 руб.), привела к перекрытию двух центральных улиц
(в Сочи и Краснодаре) группами протестующих численностью не менее 100 человек в одном случае и 300 в другом (по некоторым сообщениям -- больше одной тысячи). Администрации пришлось обещать вернуть льготы тем, кто получает меньше двух прожиточных минимумов, то есть если не всем пенсионерам, то подавляющему большинству (средний размер пенсии в крае -- 11 184 руб.).
Вопрос, сколько центральных улиц и каким количеством протестующих может быть перекрыто в результате попытки правительства РФ сэкономить 512 млрд руб., к счастью, не имеет смысла. И потому, что социальные протесты, вызванные локальными проблемами, на локальном уровне обычно и остаются.
Прошлогодний опыт в этом смысле тоже нельзя назвать удачным. Как напомнила на Гайдаровском форуме председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, "сначала мы корректировали бюджет, резко снижая доходы, в итоге провели секвестр 10%, потом вернулись к увеличению, потому что увидели большее поступление доходов".
Дыры и заплатки
Формальный пересмотр бюджета может состояться не раньше весны. Пока и базовый макроэкономический сценарий остается непонятным, и очертания нового антикризисного плана правительство только начало обсуждать. И технически замечание главы Минфина Антона Силуанова о том, что сейчас процесс секвестром называть нельзя, можно считать справедливым: речь идет лишь об отзыве доведенных лимитов, причем "ведомства сами выберут важные расходы и представят возвратные предложения". Если к весне цены на нефть вдруг развернутся, Минфин без проблем может вернуть отозванное обратно.
Другое дело, что ситуация на рынке оставляет мало шансов на благоприятный исход. И если в середине января при обсуждении базового сценария в правительстве рассматривали гипотезу о $40 за баррель, то события последней недели заставляют думать, что у сценария $25 тоже есть некоторые шансы. Дыра в бюджете при $40 за баррель Urals вырастет на 1,1 трлн руб. (курс 77 руб./$, оценки Экономической экспертной группы), при $25, по словам Силуанова,-- более чем на 3 трлн руб. (курс 80 руб./$). Для справки: в бюджете-2016 сейчас заложены доходы в 13,7 трлн руб., расходы -- 16,1 трлн руб.
Таким образом, если тренд не переменится, остается либо сильно девальвировать рубль (из расчетов Bank of America Merrill Lynch следует, при текущей цене на нефть сохранение дефицита бюджета в пределах 3% требует курса доллара выше 105 руб.) и разгонять инфляцию, либо все-таки снижать бюджетные траты. Расходы на оборону (свыше 3 трлн руб.), разумеется, останутся неприкосновенными, и не только они. На поддержку бюджета все еще могут рассчитывать автопром (до 45 млрд руб. в год, по 20 млрд руб. решение, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, уже принято), транспортное машиностроение, легкая промышленность и сельское хозяйство.
Парад дефицитов
Ситуация неизбежно отразится на регионах, которые прежде всегда могли рассчитывать на поддержку из федерального бюджета, и в прежние годы (по 2014-й включительно) получали ее в больших объемах, чем планировалось. Минувший год стал исключением: общий дефицит региональных бюджетов, по словам Голиковой, составил 191 млрд руб. (в два с лишним раза лучше показателей 2014-го и почти в три -- прогнозов на 2015-й).
Улучшению показателя способствовал рост налоговых поступлений, в том числе налога на прибыль (за 11 месяцев 2015-го -- почти на 200 млрд руб. больше, чем годом раньше), при очень слабом наращивании расходов (около 1%). В результате с марта по ноябрь региональные бюджеты сводились даже с профицитом -- на 1 декабря он оценивался в 397 млрд руб. Однако большую часть этой суммы обеспечили Москва и Сахалин, 55 регионов были дефицитными. И в декабре, когда бюджетные расходы традиционно высоки, ситуация ухудшилась.
"Из 85 регионов страны 76 регионов закончили год с дефицитом. Это очень большая цифра,-- указывала Голикова.-- Только девять регионов страны закончили свой бюджетный год с профицитом. И обеспечили этот профицит традиционные доноры: Москва, Санкт-Петербург, Сахалин, Московская область и другие.
Все остальные закончили год с дефицитом. И думаю, пока еще данных нет, с достаточно большим объемом государственного внутреннего долга. Объем расходов, который был произведен в декабре, говорит о том, что, скорее всего, были привлечены достаточно большие кредитные ресурсы, чтобы профинансировать расходы конца 2015 года". S
Невозможная диета
В 2016 году положение региональных бюджетов ухудшится. На прежний рост поступлений налога на прибыль, связанный с девальвацией и ростом рублевой прибыли экспортеров, они уже не могут рассчитывать: он начал снижаться еще в 2015 году, с 25% в апреле до 10% в ноябре, предыдущая волна ослабления рубля (в августе) не смогла переломить этот тренд. По сведениям S&P, в 2015 году многие госпредприятия заключили с регионами соглашения, что не будут требовать возврата переплаты налога, уменьшив взамен платежи в 2016-м. А продолжение рецессии резко снижает шансы не то что на рост прибыли в секторах, не ориентированных на экспорт, но и на саму прибыль.
Федеральному правительству в стрессовом сценарии, который, по всей видимости, сейчас реализуется, скорее всего, будет непросто своевременно принимать решения о помощи регионам (например, в виде дешевых бюджетных кредитов).
А финансирование дефицита за счет коммерческих кредитов (на ноябрь 2015-го они составляли 38% долга) также может быть затруднено.
Читайте также:
Ситуация чревата неспособностью отдельных регионов выдерживать сроки текущих платежей, включая заработную плату.
Прибавьте падение реальных доходов (сейчас они ниже уровня 2012 года, когда были подписаны "майские указы") -- и получите растущий социальный пессимизм. Под ударом, как следует из данных ВЦИОМ, оказываются не только самые слабые регионы, но и благополучные. К протестам может привести любая попытка явным образом изъять деньги из кармана граждан, что, видимо, и подтверждает опыт Краснодара (долговая нагрузка на ноябрь 2015-го, по подсчетам "Денег",-- около 80%, но дефицит -- меньше 5%). Но, как считает ВЦИОМ, когда произойдет обвал "негативного эмоционального навеса" и "может ли это иметь политические последствия -- неизвестно".
НАДЕЖДА ПЕТРОВА




SIA.RU: Главное