Как выяснил "Ъ", Уралвагонзавод договорился о поставке в Иран 5 тыс. грузовых вагонов под кредит ВЭБа на 11,2 млрд руб. и страховое покрытие ЭКСАР. Это первая сделка по экспорту российской продукции в Иран после снятия с него санкций. Перспективы будущих сделок, объем которых иранская сторона оценила в $40 млрд, зависят от того, удастся ли Москве и Тегерану договориться об условиях экспортных кредитов.
Вчера на совещании по развитию транспортного машиностроения премьер Дмитрий Медведев заявил, что на этой неделе подпишет решение набсовета ВЭБа о выделении трех кредитов для поддержки экспорта пассажирских и грузовых вагонов для "Уралвагонзавода -- по Ирану и Казахстану", и для "Метровагонмаша" -- по Венгрии. Таким образом, речь идет о первой российской экспортной сделке с Ираном после снятия с него санкций. В УВЗ "Ъ" подтвердили, что речь идет о первой партии в 5 тыс. вагонов, разработанных по техническому заданию иранских железных дорог. Поставки начнутся уже в этом году. Летом УВЗ сообщал, что потенциальный рынок Ирана после отмены санкций оценивается в 10 тыс. вагонов.
Как рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, в прошлый четверг набсовет ВЭБа утвердил выделение кредитной линии УВЗ в размере 11,2 млрд руб. под строительство и поставку вагонов в Иран. Кредит будет выдан под 8,23% годовых, период выборки по кредитной линии -- не более одного года с даты подписания кредитного договора, срок погашения -- пять лет. "Продукция будет поставляться иранской стороне под страховое покрытие ЭКСАР. В кредитную линию включены расходы по возмещению заемщиком выплаты ВЭБом страховой премии дочернему агентству",-- добавил источник "Ъ". В свою очередь, сам ВЭБ для финансирования данного проекта использует средства ФНБ, которые получит в виде депозита сроком на семь лет под 6% годовых. В ВЭБе эту информацию не комментируют.
Российское вагоностроение находится на пике своей конкурентоспособности на мировых рынках, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Это связано с сочетанием двух факторов -- девальвацией рубля и закрытием внешних рынков для российской металлургической продукции, что привело к переориентации поставок на внутренний рынок и постепенному отвязыванию рублевых цен от экспортных.
У Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ, входит в ОВК) уже есть контракт на поставку на экспорт литья, напоминает эксперт, и иранский контракт УВЗ следует этому же тренду. Но для таких контрактов действительно нужно содействие ВЭБа.
Елена Киселева, Елена Черненко, Наталья Скорлыгина, Егор Попов




SIA.RU: Главное