Новости

Пиво бродит по регионам. Небольшие пивоварни отнимают долю транснациональных компаний

Четыре международные пивоваренные компании -- Carlsberg, Heineken, Anheuser-Busch InBev и Efes -- в 2015 году теряли долю на российском рынке пива. В результате продукция небольших локальных пивоварен, на которую еще в 2010 году приходилось около 15%, впервые заняла больше четверти рынка. Против транснациональных гигантов играет экономика: из-за кризиса потребители все больше предпочитают недорогие местные сорта. Потребление пива в России по итогам года оказалось самым низким за последние 12 лет.

Российский рынок пива в 2015 году сократился на 10%, сообщил в своем отчете датский концерн Carlsberg. Его объем составил 698 млн дал, уточнили в принадлежащей ему компании "Балтика", отметив, что потребление пива в прошлом году было самым низким за последние 12 лет -- 50 л на душу населения (пик потребления пришелся на 2007-2008 годы -- 77 л). Росстат ранее сообщал, что производство пива в России за 2015 год снизилось на 5,1%, до 782 млн дал.

Отгрузки Carlsberg в России за прошлый год упали на 17%, у ее ближайшего конкурента Heineken (компания также отчиталась вчера) -- на 7-9%. "Негативное влияние на общую конъюнктуру пивного рынка оказывали непростые условия торговли и низкий уровень потребительской активности",-- прокомментировали результаты в Heineken. В Carlsberg снижение отгрузок объяснили сокращением складских запасов у дистрибуторов из-за "продолжающегося стремительного смещения продаж из канала традиционной торговли в канал современной торговли", а также тем, что компания раньше конкурентов поднимала цены на свою продукцию.

Другим фактором, негативно повлиявшим на прошлогодние отгрузки, в Carlsberg назвали рост популярности дешевых локальных брендов.

По этой же причине, очевидно, компания, как и три других ее транснациональных конкурента, снизила в 2015 году свою долю на рынке. В то же время, как видно из данных Nielsen, суммарная доля остальных компаний составила 26,5%, увеличившись за год на 3 п. п.

Директор по развитию национальных и региональных брендов "Балтики" Павел Еранкевич отмечает, что локальные производители (более 700 заводов) наращивали свою долю рынка во многом за счет продаж разливного пива навынос и тарированного пива в низком ценовом сегменте. Предпосылками для этого, по его словам, стала текущая макроэкономическая ситуация.

За последние пять лет локальные российские производители пива существенно укрепили свое присутствие на рынке пива: в 2010 году их общая доля была всего 14,9%. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз сообщил, что тенденция сокращения доли транснациональных компаний началась еще в 2008 году. "Как и во всем мире, наш потребитель накушался глобальных брендов и постепенно переходит на продукцию локальных заводов",-- говорит эксперт.

Олег Трутнев

Крупнейшие пивоваренные компании в России*
 

Название Бренды Доля рынка в 2015 году (%) Доля рынка в 2014 году (%)
Carlsberg "Балтика", Carlsberg, Holsten 34,7 36,8
Heineken Heineken, Krusovice, "Охота" 12,9 13,1
Anheuser-Busch InBev Bud, "Клинское", Stella Artois 12,8 13,2
Efes Efes Pilsener, "Старый мельник", Miller 13 13,4
Другие   26,5 23,5

Источник: "Nielsen Россия".

*Доли указаны в натуральном выражении.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное