Несмотря на громкую риторику чиновников о том, что девальвация рубля способствует росту экспортных поставок отечественных автомобилей, у большинства российских автопроизводителей в 2015 году резко упали продажи за рубежом, рассказал источник "Ъ" в правительстве.
Так, по его данным, у АвтоВАЗа продажи в страны СНГ рухнули на 58%, до 19,5 тыс. машин.
При этом в страны дальнего зарубежья завод смог нарастить поставки почти вдвое, до 7,7 тыс. машин. Экспорт GM-АвтоВАЗ в 2015 году сократился на 40%, до 2,4 тыс. машин. Продажи на внешние рынки УАЗа упали на 24%, до 4,8 тыс. машин.
Объемы экспорта коммерческого транспорта снизились не так сильно. Так, у КамАЗа поставки в СНГ сократились на 20%, до 4,2 тыс. машин, экспорт в страны дальнего зарубежья вырос вдвое, до 1,6 тыс. машин. В итоге общие продажи завода на внешние рынки снизились на 4%, до 5,8 тыс. грузовиков. "Уралу" и вовсе удалось увеличить экспорт на 15%, до 2,3 тыс. грузовиков. В группе ГАЗ объем экспорта за 2015 год не раскрыли.
В GM-АвтоВАЗ сокращение экспорта объясняли снижением покупательской активности на основных внешних рынках -- в Казахстане и Азербайджане -- из-за ослабления курсов национальных валют.
В "Соллерсе" тоже согласились, что снижение экспортных поставок УАЗа связано с нестабильной экономической ситуацией на основных рынках -- в странах СНГ и ближнего зарубежья. Так, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2015 году продажи в стране упали на 40%, до 97,5 тыс. машин. Еще одним фактором снижения экспорта автозаводов как в Казахстан, так и в Белоруссию стало большое количество частных перекупщиков, которые в течение всего года из-за слабого рубля скупали машины у дилеров в России и перегоняли в свои страны. Кроме того, почти прекратился экспорт автомобилей на Украину.
Однако государство продолжает делать ставку на экспорт, рассчитывая, что за счет роста поставок за рубеж получится компенсировать спад внутренних продаж. Премьер Дмитрий Медведев еще летом 2015 года подчеркивал, что автопроизводители должны воспользоваться девальвацией рубля "в экспортных целях",
а 22 января на совещании по развитию автопрома напомнил: "Нужно более внимательно анализировать наши экспортные возможности".
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что экспорт не может играть ключевую роль в восстановлении российского авторынка. При этом из-за высокой волатильности рубля выстраивать экспортную стратегию сложно. К тому же, подчеркивает эксперт, выход на новые рынки -- долгий процесс: необходимо развивать дистрибуцию, найти партнеров, наладить сервис.
Яна Циноева




SIA.RU: Главное