Оборот товаров для дома и ремонта по итогам 2015 года снизился впервые за последние шесть лет. В денежном выражении падение составило пока лишь около 5%, но в 2016 году оно продолжится и достигнет еще минимум 8%, ожидают эксперты. На рынок DIY будут давить сокращающиеся объемы ввода и строительства жилой и коммерческой недвижимости.
В 2015 году объем DIY-розницы (do-it-yourself) составил 1,46 трлн руб., сообщается в исследовании агентства "Infoline-Аналитика". Это на 4,89% меньше, чем было в 2014 году, когда продажи товаров для дома и ремонта достигали 1,54 трлн руб.
Одним из вызовов, с которыми пришлось столкнуться ритейлерам DIY-сегмента, в агентстве "Infoline-Аналитика" называют снижение расходов потребителей и сокращение спроса.
В 2016 году ожидается сохранение отрицательной динамики рынка в денежном выражении. "Продажи не превысят 1,35 трлн руб., что на 8% меньше, чем в 2015 году",-- полагает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. По расчетам компании, падение продаж материалов для строительства и черновой отделки усилится до 15% (в 2015 году составило около 10%). Оборот материалов для чистовой отделки снизится на 6-8% (на 1-2% по итогам 2015 года). Этому будут способствовать снижение закладываемых строительных объектов и сокращение ввода малоэтажного и массового жилья, поясняет господин Бурмистров.
В натуральном выражении объем DIY-рынка в 2015 году снизился еще сильнее, отмечает директор по маркетинговым коммуникациям Leroy Merlin Дмитрий Дмитриев: "По моим оценкам, падение в среднем составило до 15%. В 2016 году мы ожидаем, что часть товарных категорий будет продолжать сокращаться, хотя и меньшими темпами, прежде всего декоративные товары".
Гендиректор ТД "Петрович" Евгений Мовчан отмечает, что московский рынок падает медленнее, чем, например, рынок в северо-западном федеральном округе: там снижение составляет около 8% в деньгах. Господин Мовчан связывает это с приостановкой строительства и ввода в эксплуатацию коммерческой недвижимости, а также с падением покупательской способности населения. В OBI от комментариев отказались.
Последний раз аналитики фиксировали снижение продаж на рынке DIY в 2009 году. Тогда его объем уменьшился на 12,52%, до 727 млрд руб. С тех пор оборот товаров для дома и ремонта неуклонно рос.
В нынешних условиях у крупных DIY-ритейлеров есть потенциал для увеличения продаж даже в условиях сокращающегося спроса, считает Михаил Бурмистров. У них, по словам эксперта, в отличие от мелких магазинов и строительных рынков есть комплексный ассортимент, большие по длительности отсрочки платежа, высокое качество логистического сервиса. Кроме того, добавляет господин Бурмистров, за счет развития мультиканальных и онлайн-продаж торговые сети могут по ряду товарных позиций и групп замещать дистрибуторское звено или прямые поставки от производителей.
Анастасия Дуленкова, Олеся Чичьянц




SIA.RU: Главное