Кампания по переводу пенсионных накоплений 2015 года стала рекордной по отчислениям НПФ агентам в расчете на одного реально привлеченного клиента. При этом на их услуги фонды направят до половины доходов от управления средствами граждан за 2015 год. Такой результат обеспечили рекордное число отказов в переводе из-за дублирующих заявлений и все возрастающий переток клиентов из одного НПФ в другой. Рост себестоимости привлечения клиентов и ужесточение конкуренции между НПФ могут быть критичны для небольших игроков, часть из которых уже ведет переговоры о возможном слиянии.
Факт рекордных отчислений агентам за оформление необходимых для перевода пенсионных накоплений документов вчера подтвердили в большинстве НПФ из топ-10. Конкретных данных по своим фондам их руководители не раскрывают.
Однако все они отмечают рост расходов на одного привлеченного клиента -- из-за большого объема забракованных заявлений и объема переходов из одного НПФ в другой. Среднерыночной большинство из них называет плату 2 тыс. руб. только за полностью сформированный пакет документов на клиента. "Стоимость услуг агента оговаривается каждым фондом. По отдельным категориям клиентов -- представителям высокооплачиваемых профессий с хорошими пенсионными накоплениями -- у ряда НПФ оплата может составлять более 3 тыс. руб.",-- отмечает гендиректор НПФ "ВТБ Пенсионный фонд" Лариса Горчаковская. При этом, по ее словам, нет никаких гарантий того, что клиент в последующем не подаст заявление о переводе в другой НПФ.
По итогам кампании 2015 года, обнародованным накануне ПФР, были исполнены 7,58 млн заявлений граждан, а по 5,84 млн заявлений были вынесены отказы. Самая распространенная причина брака -- подача от одного гражданина двух и более заявлений (в этом случае ПФР принимает заявление с более поздней датой, остальные считаются недействительными). "Ряд крупных игроков, работающих через сети родственных банков или страховых компаний, сторонних агентов не использует. Работа же на собственные сети обходится им значительно дешевле. По факту было оплачено около половины от общего объема договоров -- как исполненных, так и неисполненных, то есть совокупные выплаты агентам составили около 12 млрд руб.",-- подсчитал руководитель фонда из топ-10.
Оплата услуг агентов за привлеченных клиентов осуществляется, не дожидаясь перевода их средств в фонд, отмечают участники рынка.
Павел Аксенов




SIA.RU: Главное