ОАО РЖД до конца года снизило тарифы на перевозку сразу нескольких видов продукции на внутренних и экспортных направлениях, поставив их в зависимость от объема транспортировки. Но скидки удовлетворили не всех, грузоотправители теперь требуют уже полной отмены экспортных надбавок к тарифам на свою продукцию. Так, с такой просьбой к вице-премьеру Аркадию Дворковичу обратилась Российская ассоциация производителей удобрений.
ОАО РЖД предоставило серию скидок на перевозку различных грузов. Как сообщается в протоколе заседания правления от 28 марта, скидки введены для угля, минудобрений, цемента, металлургической и трубной продукции, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и легковых автомобилей.
Новые тарифы будут действовать до конца года, а дисконт зависит от назначения груза (по России или на экспорт) и дальности. Но скидки действуют только при обеспечении объемов перевозок, зато чем короче плечо, тем значительнее дисконт: так ОАО РЖД пытается выиграть конкуренцию у грузового автотранспорта.
ОАО РЖД с 2013 года имеет право вводить надбавку до 13,4% или скидку до 12,8% к тарифу, с марта размер скидки вырос до 25% по дорогим классам грузов. В конце 2014 года ОАО РЖД ввело максимальные надбавки для экспорта. Грузоотправители, столкнувшись с ростом транспортных издержек при падении цен на мировых рынках, пытались добиться отмены надбавок. После смены в августе главы ОАО РЖД новое руководство говорило о намерении изменить тарифную политику. В конце 2015 года надбавку на квартал отменили для черной металлургии, в январе -- для алюминиевого сырья. Но металлурги в феврале просили полной отмены экспортной надбавки, на прошлой неделе к ним присоединились производители удобрений.
Добиться крупных скидок химики не смогли. Большую скидку -- 12,8-21,5% -- при небольших объемах перевозок (122,5 тыс. тонн) получили "Воскресенские минудобрения" (ВМУ) "Уралхима". Глава "Уралхим-Транса" Всеволод Ковшов отмечает, что это конструктивный шаг, но монополия дала дисконт примерно на 15% от производства ВМУ в 2015 году, не включая сырье. По его словам, на рынке фосфорных удобрений тяжелая ситуация и ОАО РЖД могло бы ощутимо поддержать завод, находящийся на грани остановки. Он отметил, что проблемой ВМУ является то, что завод получает сырье, на которое "Уралхим" просил скидку, но не получил. Как сообщил источник "Ъ", к Аркадию Дворковичу с просьбой об отмене экспортной надбавки в 13,4% обратилась и Российская ассоциация производителей удобрений, участники которой перевозят около 50 млн тонн минудобрений и сырья.
Перевозка цемента по РФ будет на 11,6% дешевле при отгрузке минимум 13,3 млн тонн. Скидка введена для черной металлургии и производителей меди на ряде направлений на Урале: для металлургов она составит 9,6% при отгрузке от 3,3 млн тонн, для медного концентрата -- 7,5%. Дисконт на внутренние перевозки угля на расстоянии до 1100 км составит 21,5%, свыше 1100 км -- 12,8% при гарантии погрузки 3,2 млн тонн. Для трубников скидка составит 15,4% и коснется ЧТПЗ.
Применительно к металлургам и угольщикам речь идет о стальной продукции "Мечела" Игоря Зюзина, концентрате с российских и казахстанских активов РМК Игоря Алтушкина и угле "Колмара" (на 60% принадлежит Геннадию Тимченко и Андрею Бокареву). Об этом "Ъ" рассказали собеседники в отрасли и подтвердили источники, близкие к компаниям; официально там скидки не комментируют.
Источники "Ъ" среди металлургов говорят, что выборочные скидки ОАО РЖД давало грузоотправителям и в 2015 году, а вопрос полной отмены экспортной надбавки до конца года еще прорабатывается. Монополия готова пойти на это, если будет решение правительства, говорит один из собеседников "Ъ".
Наталья Скорлыгина, Анастасия Веденеева, Анатолий Джумайло, Ольга Мордюшенко




SIA.RU: Главное