Новости

Хуже, чем в России, потребители чувствуют себя лишь в Греции

В первом квартале 2016 года по уровню потребительской уверенности Россия опустилась на предпоследнее место из 28 исследуемых европейских стран (до этого она была третьей с конца) -- значение соответствующего индекса, по данным Росстата, в РФ составило минус 30,4%.

Ниже теперь находится только Греция -- минус 67%. Анализ данных опроса Росстата, который провели в Центре конъюнктурных исследований ВШЭ, свидетельствует: в первом квартале 2016 года индикатор достиг одного из самых низких значений за последние 16 лет.

Пессимистичнее потребители чувствовали себя лишь в первом квартале 2015 года на фоне пережитого валютного и инфляционного шоков (индекс -- минус 32%) и на пике кризиса 2008-2009 годов (минус 35%).

Об улучшении своего материального положения за прошедший год заявили лишь 6% респондентов, об ухудшении -- 53% (годом ранее -- 7% и 49%). Увеличения доходов через год ожидает 9% опрошенных, снижения -- 33% (годом ранее -- 9% и 31%).

На этом фоне в ВШЭ отмечают "крайне негативную тенденцию", наблюдаемую последние два квартала,-- ускоренное ухудшение потребительской уверенности у самой экономически и электорально активной возрастной группы граждан -- от 30 до 49 лет. "Эта группа в первую очередь ассоциируется со средним классом и несет ответственность за поддержание приемлемого уровня жизни членов их семей старшего и младшего возраста. Спад уверенности в ней может привести не только к дальнейшим ухудшениям потребительских настроений среди населения в целом, но и к возникновению очагов повышенной социальной турбулентности в обществе",-- предупреждает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

Алексей Шаповалов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное