Обедневший российский авторынок станет еще беднее. Мало того, что почти все автопроизводители по экономическим причинам сокращают модельные линейки, так уже в обозримом будущем из-за новых правил в страну нельзя будет ввезти новый автомобиль, который официально не продается в России.
С 2017 года все новые машины, ввозимые в Россию или продаваемые в стране, должны быть оборудованы системой экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС), которая автоматически сообщает скорой о ДТП и передает точные координаты.
По оценкам экспертов, на которых ссылается Минпромторг в комментарии "Деньгам", ЭРА-ГЛОНАСС позволит ежегодно спасать около четырех тысяч человек за счет уменьшения времени реагирования на аварии до 30%. Для ее установки, однако, надо пройти кучу сертификаций и разбить три тестовых автомобиля -- в общем, заплатить миллионы рублей, а то и долларов. Крупные компании эти издержки, скорее всего, не заметят, а вот продавать малые партии люксовых автомобилей станет нерентабельно. Особенно на падающем российском рынке.
Внедрять ЭРА-ГЛОНАСС решили шесть лет назад.
О том, что для установки ЭРА-ГЛОНАСС надо сначала провести три краш-теста, в техрегламенте прямо не указано: вместо этого дается ссылка на правила N94 и 95 ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН, Россия является ее членом с 1947 года, а с 1958-го -- подписантом международных соглашений о сертификации транспорта). Согласно этим правилам, изменения конструкции автомобиля требуют его проверки через фронтальный и боковой удар.
Откуда взялся тогда третий краш-тест? А его и нет пока. Дополнительный тест -- это проверка на опрокидывание, и обязательным он станет только в 2017 году. По словам заместителя генерального директора ФГУП НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт -- эксклюзивный испытатель автомобилей с ЭРА-ГЛОНАСС в России) Дениса Загарина, институт и так пошел навстречу бизнесу и разработал статический метод опрокидывания, при котором не надо разбивать автомобиль. Машина поднимается на платформе, и ЭРА-ГЛОНАСС должна сработать после отрыва колес. Однако автопроизводители сами настояли на динамическом методе (разгон, заезд колесом на бордюр и переворот на крышу), говорит Загарин, и НАМИ пошел им навстречу, продлив до 2019 года обязательный переход на статику.
Зачем компании захотели третий краш-тест? Это просто дешевле. Дело в том, что платформа переворачивается с низкой угловой скоростью -- лишь 0,25 градуса в секунду, которую не могут считать датчики опрокидывания в автомобилях, рассказывает менеджер по сертификации General Motors Александр Гапошкин и эксперт Ассоциации европейского бизнеса. Поэтому для статического метода пришлось бы разрабатывать новые датчики. Это долго, дорого, а главное, "не имеет большого смысла при наличии современных систем безопасности, уже доказавших свою надежность, например шторок безопасности, которые срабатывают при опрокидывании". Представители Renault в России пояснили "Деньгам", что в реальных условиях автомобиль редко переворачивается в статике, разве что грузовики при съезде на обочину. Поэтому динамический метод эффективнее.
Масла в огонь добавляет то, что в марте 2018 года обязательным к внедрению станет европейский аналог ЭРА-ГЛОНАСС -- eCall, компании ждут двойные расходы.
Как отсрочить новую эру
Краш-тесты -- малая часть трат, предстоящих автопроизводителям. Да и НАМИ предлагает делать боковой удар на автомобиле, который уже били фронтально, если конечно, автопроизводитель уверен, что система ЭРА-ГЛОНАСС сработает дважды. Также не требуется отдельно разбивать автомобили с дизельным и бензиновым двигателями одной модели: выбирается "наихудший" вариант, с большим весом, колесами большего радиуса и так далее, объясняет Загарин.
Самое дорогое -- это сертификация ЭРА-ГЛОНАСС отдельно от автомобиля в лабораториях ЭРА (центр "Связь-сертификат" в Москве) и "Омега" (севастопольский филиал НИИР -- Научно-исследовательского института радио). Второй европейские компании пользоваться не могут из-за угрозы санкций, поэтому лаборатория фактически одна и сильно перегружена.
Неудивительно, что компании сейчас думают о том, как отсрочить установку ЭРА-ГЛОНАСС.
Согласно техрегламенту, с 1 января 2015 года систему должны устанавливать на всех легковых автомобилях, которые получают ОТТС (сертификат одобрения типа транспортного средства).
Те, кто успел сертифицировать новую марку, скажем, в 2014 году, освобождаются от ЭРА-ГЛОНАСС на три года (срок действия ОТТС) -- то есть как минимум до 2017-го. Но если компания успеет получить распространение ОТТС на "старый" тип до этого момента, то сможет им пользоваться еще три года -- до 2019-го, говорит Гапошкин. По его словам, именно такой вывод следует из шестого абзаца преамбулы к приложению N2 техрегламента, а также из официальных писем НАМИ и Росстандарта.
Как утверждает Алексей Кирдяшов, многие автопроизводители провели сертификацию по такой схеме, которая предполагает, что во время смены поколений одной и той же модели новинку вписывают в действующий документ модели-предшественницы.
"То есть в юридическом смысле абсолютно новый автомобиль является следующей модификацией авто прежнего поколения,-- говорит он.-- Это позволяет сэкономить деньги".
Крупные внедорожники и вовсе подпадают под исключение. С точки зрения правил ООН -- это автобусы: их вес больше 2,5 т, а водительское сиденье находится выше 700 мм над землей. В НАМИ это исключение подтвердили. Поэтому для Land Cruiser, Range Rover, Chevrolet Tahoe и других "сараев" не нужно проводить краш-тесты, а ЭРА-ГЛОНАСС работает только при физическом нажатии на кнопку. Заметим, случаев, когда дорожная полиция требовала бы от водителей машин этого класса права на вождение автобуса, в России пока не отмечено.
Еще одна лазейка уже для спорткаров -- возможность получения бессрочного ОТТС на малую партию (до 150 автомобилей). Но распространение ОТТС тогда можно будет сделать лишь на остаток этой партии.
Главная интрига в другом. В конце прошлого года МВД, Минпромторг и ФТС внесли поправки (от 11 ноября) в объединенный приказ МВД, Минпромэнерго, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134, которые обязывают вносить в техпаспорт (раздел "Особые отметки") номера устройства ЭРА-ГЛОНАСС. Гапошкин опасается, что это правило фактически обязывает установить систему на всех автомобилях без исключения с 2017 года.
При этом невозможным станет не только серый коммерческий импорт, но и частный ввоз новых спортивных автомобилей в Россию без ЭРА-ГЛОНАСС.
Однако подержанных моделей (старше трех лет) это, судя по всему, касаться не будет. Техрегламент трактует их как единичный ввоз для собственных нужд.
АРТЕМ НИКИТИН




SIA.RU: Главное