Через считаные дни после решения правительства направить 50% прибыли госкомпаний на дивиденды индекс ММВБ побил рекорд 2007 года. Если такая политика будет продолжена не только в годы острой бюджетной недостаточности, исторические максимумы перестанут быть столь редкими. Помимо роста доходов инвесторов и бюджета это сулит еще и решение старой, как новая Россия, задачи — превращение наших акций в полноценный инструмент для привлечения денег в бизнес.
Заданная правительством загадка, занимавшая инвесторов в последние месяцы -- какую долю прибыли пустят на дивиденды госкомпании,-- если не разрешилась, то явно приблизилась к тому.
"Я, кстати, подписал распоряжение правительства, которое определяет размер дивидендов, которые будут уплачивать компании с госучастием,-- заявил во вторник в Госдуме премьер-министр Дмитрий Медведев.-- Они составят сумму, которая не может быть менее 50% чистой прибыли".
И хотя о частных инвесторах Дмитрий Медведев, вероятно, думал в тот момент в последнюю очередь и даже несмотря на то, что для "Роснефтегаза" уже сделано исключение, фондовый рынок разразился продолжительными аплодисментами. В следующие дни котировки акций ряда госкомпаний, а с ними и индексы уверенно пошли в рост.
Особым успехом пользовался "Газпром". Спекулянты решили, что от него можно ожидать двузначной или близкой к тому дивидендной доходности, хотя накануне едва надеялись на 5%. И уже на следующий день "национальное достояние" стоило на 12% дороже. Росли и другие акции, и к утру четверга -- не без помощи удачно подорожавшей нефти -- индекс ММВБ побил исторический рекорд 1970,46, державшийся с декабря 2007 года.
Три полцарства
Само распоряжение правительства N705-р, из-за которого и поднялась вся эта суматоха, содержит несколько посылов органам исполнительной власти при формировании позиции РФ как акционера. И если первый, который был озвучен председателем правительства, способствовал росту акций, то некоторые другие пробудили в инвесторах сомнения.
В документе ясно говорится о том, что направляемая на дивиденды сумма "не может быть меньше" 50% от наибольшей из двух -- чистой прибыли за 2015 год по МСФО либо по РСБУ (в последнем случае без учета переоценки акций дочерних компаний и относящегося к ним налога на прибыль). Для естественных монополий помимо названного есть третий вариант половины прибыли -- не меньше учтенной ФАС при утверждении соответствующего тарифа.
Сумма выплат может быть и больше, поскольку распоряжение предписывает "направление чистой прибыли, не распределенной на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, на выплату дивидендов". А сами инвестпроекты должны соответствовать "установленным в акционерном обществе требованиям доходности". Более того, правительство предписало принимать решения на основе анализа "экономической эффективности направления чистой прибыли на финансирование инвестиционных проектов и иные цели". В общем, неэффективные замыслы менеджмента должны материализовываться в виде выплат акционерам.
Правительство при этом намекает руководству компаний, чтобы оно и само поискало способы увеличить чистую прибыль.
"Государство должно знать, на что они тратят деньги: на развитие или на корпоративы и какие-то другие развлечения, из чего складывается зарплата топ-менеджеров, связана ли она с результатами деятельности компании, и, соответственно реагировать",-- словно специально для госкомпаний, сомневающихся в намерениях правительства, заявил премьер-министр в Госдуме.
Тем не менее сомнения остались у многих аналитиков. Все-таки кое-какие шансы в плане лоббирования снижения доли выплат формулировки постановления оставляют. Это, например, необходимость учитывать "размер заемных средств, используемых для финансирования инвестиционных проектов в случае недостаточности амортизационных ресурсов". Многим компаниям, как, скажем, тому же "Газпрому", пришлось бы привлекать средства, чтобы выполнить норматив по дивидендам.
Блюдечко с голубой каемочкой
Тем не менее, раз формально исключений распоряжение не предусматривает, вполне можно ожидать, что те будут единичными. Во всяком случае, правительство демонстрирует серьезность намерений и оценивает дополнительные поступления в бюджет от повышения нормы выплат в 100 млрд руб. Это означает, что больше, чем можно было ожидать, заплатят десятки компаний, акции которых котируются на бирже.
Другое дело, что больше -- это не всегда достаточно много для того, чтобы покупать их. В первые дни после объявления новых норм выплат среди лидеров роста на ММВБ были "Газпром", ФСК ЕЭС, АЛРОСА и, вопреки всем утечкам информации, "Роснефть".
И все же главный вопрос сейчас не в том, сколько именно на этот раз заплатит каждая из компаний и удастся ли кому-то отвертеться от повышения дивидендов. Важно, останутся ли эти события лишь ярким эпизодом, связанным с острой бюджетной недостаточностью, или же эта политика государства будет иметь продолжение. Ответ может серьезно повлиять на будущую оценку российских акций.
Назад в будущее
Есть свидетельства того, что, несмотря на обозначенный в распоряжении правительства интерес к прибыли лишь за 2015 год, он может распространиться и на следующие годы. Все-таки это лишь последнее в целом ряду предпринятых в последние годы усилий, приводивших к росту отчислений госкомпаний. Планы же отдельных министерств и ведомств в этом вопросе по-прежнему идут далеко, причем не только в будущее, но и в прошлое.
Как сообщил "Интерфакс", Росимущество разослало компаниям из спецперечня (у них позицию РФ как акционера формирует правительство) именно такие предписания к годовым общим собраниям (ГОСА). Они должны "обеспечить проведение мониторинга решений ГОСА в части распределения чистой прибыли АО Спецперечня по итогам деятельности в 2013-2014 годах". И если та осталась нераспределенной, надо представить "исчерпывающие обоснования принятия такого решения".
После этого, цитирует документ информагентство, необходимо "обеспечить устранение причин, послуживших основанием непринятия решения о распределении чистой прибыли АО Спецперечня, и рассмотрение вопроса о распределении нераспределенной чистой прибыли за 2013-2014 годы в рамках проведения ГОСА 2016". Так что некоторые оптимистические оценки дивидендов в этом году могут оказаться и пессимистичными.
Параллельно Минфин поднимает вопрос о сохранении 50-процентной доли дивидендных выплат от прибыли и на следующие годы.
Понятно, что упорство в отстаивании такой позиции будет очень сильно зависеть от бюджетной ситуации и, соответственно, цен на нефть. Однако если такая политика и в самом деле продолжится, выгода для бюджета и экономики может превзойти ожидания. Компании с госучастием занимают серьезную долю российского фондового рынка и заметно влияют на общий уровень его оценки.
Когда рубль, добавленный в балансовую стоимость, возвращается акционерам в виде копеек прироста капитализации, честнее просто отдать его им. И если госкомпании годами будут отдавать хотя бы половину, рынок это оценит.
В долгосрочной перспективе речь идет о существенных для нашего рынка суммах. Особенно если государство и в самом деле будет внимательнее относиться к эффективности инвестпроектов.
С годами, особенно на фоне падения процентных ставок, это сулит заметную положительную переоценку российских акций. А это уже плюс не только для инвесторов, но и для самих компаний, поскольку дает возможность успешно привлекать деньги, размещая акции. Сейчас такие случаи довольно редки, поскольку дешево делиться долей в хорошей компании разумные люди готовы редко (если только это не чиновники, занимающиеся приватизацией). Хорошую же цену сегодня получить непросто.
Но если наш рынок сможет полноценно выполнять функцию по привлечению средств в бизнес, выиграет и экономика, и бюджет. А чуть менее зажигательные корпоративы -- не такая уж высокая цена за это.
ГЛЕБ БАРАНОВ