Введение контрсанкций, за которым последовало резкое падение доходов граждан и потребительского импорта,-- часть новой промышленной политики, считают в Аналитическом центре при правительстве. Идея Минэкономики о стимулировании инвестиций, в том числе ценой ограничения роста зарплат, ради увеличения несырьевого экспорта не менее чем на 6% с 2016 года выглядит логическим продолжением этой политики. Впрочем, она может оказаться провальной -- в частности, из-за отсутствия спроса на новый российский экспорт.
В апрельском бюллетене о социально-экономическом кризисе в России экономисты Аналитического центра при правительстве рассматривают структуру и динамику внешней торговли в период экономических шоков последних двадцати лет. Товарная и географическая структура торговли стабильны (в 2015 году "все снижается довольно равномерно" даже по сравнению с 2013 годом), говорить же о снижении зависимости предприятий от импорта рано, отмечают аналитики. Вывоз минеральных продуктов продолжает играть ключевую роль в экономике (его доля в долларовом экспорте выросла с 48% в 1997 году до 64% в 2015 году). В свою очередь, падение импорта в 2015 году объясняется в основном сжатием вдвое ввоза автомобилей. При этом в структуре импорта доля высокотехнологической продукции снизилась за год лишь на 2,7 процентных пункта (п. п.), до 58,5%.
Именно контрсанкции на фоне резкого сокращения доходов домохозяйств позволили экономике РФ в 2015 году упасть только на 3,7%, а не на 9,9% без резкого сжатия импорта, оценили в Аналитическом центре. За 2015 год импорт просел на 25,7%, а экспорт вырос на 3,6% из-за увеличения физических объемов поставок сырья. "В итоге вклад упавшего импорта достиг 5,1 п. п. ВВП, что "компенсировало" отрицательный вклад личного потребления, составивший в 2015 году 5,2 п. п. ВВП",-- указывается в бюллетене. Технически это означает, что именно домохозяйства оплатили рост рублевой прибыли экспортеров за год в полтора раза -- до более 8 трлн руб.
Теперь целевой прогноз и стратегия Минэкономики, направленные на увеличение темпов роста ВВП до 4% к концу ближайшей трехлетки, исходят из необходимости стимулировать компании потратить прибыль на капвложения, в том числе ценой ограничения роста зарплат в 2016-2017 годах.
Исходя из выводов экономистов Аналитического центра, эти предложения являются логическим продолжением политики контрсанкций, за которой скрывается протекционистская промышленная политика.
Отметим, инвестиционный рост в целевом сценарии Минэкономики должен вылиться в увеличение несырьевого экспорта не менее чем на 6% ежегодно, начиная с 2016 года.
Даже если допустить реалистичность планов ведомства, гарантировать спрос на запланированный рост российского несырьевого экспорта в Минэкономики вряд ли могут. Более того, глава ведомства Алексей Улюкаев признает: "торговля из драйвера превратилась в тормоз глобального экономического роста". О бесперспективности экспортной стратегии нового рывка развивающихся рынков недавно предупреждали и в ЮНКТАД. Доля зарплат в ВВП развитых стран с начала 2000-х годов снижается или стагнирует, что во многом объясняет замедление мировой торговли.
Впрочем, пока, как пояснил вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, предложения Минэкономики об ограничении роста зарплат ради стимулирования инвестиций является лишь "одним из предложений" и "говорить о какой-то четко сформулированной позиции, наверное, не приходится".
Алексей Шаповалов




SIA.RU: Главное