Новости

Резервный фонд бесцельно обналичивается

Новый обзор ЦБ, посвященный условиям денежно-кредитной политики, посвящен обсуждению будущего структурного профицита ликвидности -- ситуации в банковском секторе, которую вызовет расходование Резервного фонда в 2016 году. Главные ожидаемые результаты -- снижение депозитных ставок, рост банковской процентной маржи и капитала банков и ослабление среди них конкуренции. 

Обзор "Финансовое обозрение: условия проведения денежно-кредитной политики" (ДКП) за первый квартал 2016 года представлен Банком России вчера вечером. В публикации ЦБ впервые подробно комментирует ряд аспектов ДКП, ранее публично не обсуждавшихся. При этом в мае 2016 года ЦБ уже выпускал аналитические материалы, посвященные возможности перехода финансово-банковской системы от структурного дефицита ликвидности к профициту, в "Финансовом обозрении" эта тема, по существу, является главной. Смысл работы -- показать, как во втором полугодии 2016 года и позже изменится картина финансовых рынков, если Министерство финансов продолжит быстрое расходование суверенных фондов. 

Напомним, структурный дефицит/профицит ликвидности формируется как разница между объемом рефинансирования банковского сектора и абсорбционных операций Банка России. При дефиците ЦБ является нетто-кредитором банковской системы, при профиците он вынужден предлагать банкам размещать у себя депозиты (с нулевым риском) для изъятия "ненужной" ликвидности, дестабилизирующей рынки активов. 

Впрочем, система "ЦБ--банки" не замкнута: в 2016 году структурный профицит вызван не специфической денежной политикой ЦБ и не стечением обстоятельств, а наличием в системе еще одного источника ликвидности -- Резервного фонда, расходуемого Минфином в рублях. 

По расчетам ЦБ на 1 апреля, переход к устойчивому структурному профициту состоится после того, как Минфин потратит из Резервного фонда более 3% ВВП. 

Независимость Банка России в данном случае ему, как ни странно, не слишком выгодна: не входя в структуру правительства, ведомство Эльвиры Набиуллиной вынуждено регулировать работу банков в среде, которая создается в первую очередь операциями Минфина. Неформальные добровольные согласования Минфином и ЦБ своих действий -- реальность последних 20 лет. Тем не менее не по всем вопросам ЦБ может договориться с ведомством Антона Силуанова, и не всегда вопрос зависит только от него. 

Тактика расходования в 2016 году Резервного фонда -- вопрос сложный. С одной стороны, доходность ОФЗ остается достаточно высокой и Минфин неохотно выходит на внутренний рынок -- возможно, ожидая, когда совет директоров ЦБ снизит ключевую ставку. С другой стороны, вопрос о Резервном фонде и дефиците бюджета свыше 3% -- это в первую очередь вопрос о пенсионной политике 2016 года. Дополнительная индексация пенсий и, возможно, допрасходы в пользу ВЭБа при отсутствии доходов от "большой" приватизации ("Роснефть" и "Башнефть" в первую очередь) -- это прямой путь к расходованию более 3% ВВП из Резервного фонда.

При этом для Минфина уменьшение объема суверенных фондов -- не только проблема, но и политическое благо: часть реформ в бюджетном секторе, по сути, тормозится только наличием альтернативы в виде расходования резервов. 

Дмитрий Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное