Воспользовавшись смягчением риторики ФРС, ЦБ РФ снизил ставку с 11% до 10,5% 10 июня. Своим мнением о том, стоит ли ждать дальнейшего снижения ключевой ставки, поделилась Наталия Орлова, Ph.D., Главный экономист Альфа-Банка (Москва).
- Хотя ЦБ РФ перешел к плавающему валютному курсу, что должно было бы вернуть ему независимость кредитно-денежной политики, его действия в значительной степени обусловлены внешней средой. В начале года, на фоне коллапса цен на нефть, ЦБ резко ужесточил риторику, объявив, что растет угроза финансовой стабильности, а также усиливаются инфляционные риски.
Вместе с улучшением внешней конъюнктуры внимание ЦБ переключилось на внутренние факторы, и, по нашему мнению, дальнейшие действия ЦБ должны были быть продиктованы именно развитием внутренней ситуации. В частности, в последние месяцы нас насторожил быстрый рост зарплат, который со временем будет работать на сохранение высокого инфляционного фона. Кроме того, недавние заявления главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной о незначительном влиянии снижения процентной ставки на экономический рост и статья первого зампреда ЦБ РФ Ксении Юдаевой о перспективах выхода в состояние структурного профицита ликвидности скорее намекали на желание ЦБ РФ оставить ставку высокой. Единственным очевидным фактором, который создал для ЦБ очевидную возможность для снижения ставки был выход негативной статистики по американскому рынку труда. Таким образом, решение ЦБ РФ снизить ключевую ставку с 11% до 10,5% скорее было реакцией на удачный тактический момент, сложившийся на мировых рынках.
ЦБ РФ будет удерживать реальную процентную ставку на уровне 2,5-3,0%, что делает возможным снижение ставки с сентября
Комментарий ЦБ, последовавший за решением по ставке, проясняет перспективы дальнейшего движения ключевой ставки. ЦБ РФ оценивает равновесную реальную процентную ставку в 2,5-3,0%, и, исходя из этой концепции, будет видимо и в ближайшем будущем управлять своей процентной ставкой. Такой подход означает, что замедление инфляции до 7,0% г/г откроет ЦБ РФ возможность для снижения ставки до 10%. Мы считаем, тем не менее, что вероятность снижения ставки в июле минимальна, так как повышение тарифов в начале июля может ускорить инфляцию – в прошлом году инфляция ускорилась с 0,2% в июне до 0,8% в июле.
По всей видимости, с сентября ЦБ РФ будет чувствовать себя увереннее, и в сентябре 2016 года у него опять появится возможность снизить ключевую ставку.
Однако для того чтобы такой сценарий материализовался, нужно выполнение двух условий – во-первых, бюджетная политика на 2017 год должна остаться достаточно жесткой, во-вторых, внешний фон должен быть достаточно благоприятным. Если одно или оба эти условия не будут выполнены, риск увидеть ключевую ставку на уровне 10,5% до конца года выглядит значительным. ЦБ РФ будет удерживать реальную процентную ставку на уровне 2,5-3,0%, что делает возможным снижение ставки с сентября.
Снижение ставки усиливает асимметрию на валютном рынке
Снижение ключевой ставки сохранит значительную асимметрию на валютном рынке, которая наблюдается в последние месяцы. Падение цен на нефть приводит к гораздо большей реакции курса рубля, чем его реакция на их рост.
Хотя с начала апреля цены на нефть выросли на 30%, курс рубля к доллару изменился всего на 4%.
Согласно комментариям ЦБ РФ, за указанный период он не осуществлял покупку валюты с открытого рынка, что означает, что динамика курса определялась действиями участников рынка. С одной стороны, мы полагаем, что компании-экспортеры получили освобождение от обязательства продавать валютную выручку, что позволяло в прошлом препятствовать более резкой девальвации курса. С другой стороны, с учетом девальвационных ожиданий текущие уровни, по всей видимости, представляются привлекательными для тех игроков, которые склонны поддерживать значительные валютные позиции: валютные депозиты корпоративного сектора по-прежнему составляют 190 млрд долларов (47% от всех корпоративных депозитов), а в розничном сегменте они насчитывают 92 млрд долларов (26% от всех депозитов).
Главной темой ближайший двух месяцев будет без сомнения подготовка бюджета на 2017 год. Перспектива увеличения бюджетных расходов – основной риск, который может существенно усилить текущую тенденцию по росту номинальных зарплат в экономике. Риски тем более существенны, что решение выглядит политическим и вряд ли будет приниматься на уровне Минфина. Таким образом, ближайшие месяц-два будут крайне важными для определения дальнейшего контекста монетарной политики и факторов экономического роста.
Экономика восстанавливается за счет сельского хозяйства и сырьевых секторов
Динамика экономики пока совпадает с нашими ожиданиями постепенного восстановления. За 5 месяцев 2016 года промышленное производство выросло на 0,1%, что подтверждает вероятный выход ВВП в фазу роста со второй половины этого года. Правда, рост в промышленности выглядит точечным и опирается на две отрасли – добычу полезных ископаемых, где рост за 1кв16 составил 3,7% г/г, и сельское хозяйство, которое выросло на 2,4% г/г в этот же период.
Другие краеугольные сегменты, например строительство и транспорт, в 1кв 16 по-прежнему демонстрировали сжатие экономической активности в масштабе 5% г/г, что означает слабые перспективы инвестиционного роста и медленное восстановление всей экономики в целом.




SIA.RU: Главное