Новости

Банки поставят клиентов на паузу, чтобы защитить от мошенников

На волне актуальности темы кибермошенничества Минфин и ЦБ подготовили новые поправки по защите клиентов банков от несанкционированных операций. Правда, за безопасность клиентам придется заплатить -- скоростью совершения операций и собственным временем. До момента личного подтверждения от клиента о намерении действительно провести транзакцию она будет попросту заблокирована.

Уведомление о начале обсуждения поправок к закону "О национальной платежной системе", а также сопутствующих поправок к иному законодательству Минфин на дня разместил на портале regulation.gov.ru. "Ъ" удалось ознакомиться с текстом поправок, в подготовке которых также участвовали ЦБ и банки. Цель изменений -- дальнейшее совершенствование отношений между банками и клиентами в части сомнительных транзакций, главным образом по картам. Долго и сложно принимавшаяся ст. 9 закона "О национальной платежной системе", призванная на уровне закона урегулировать эти отношения, ситуацию до конца так и не прояснила.

Согласно ей, банк обязан вернуть средства, если клиент не пропустил срок для оспаривания операции (один день) и если банк не докажет нарушение условий пользования картой. Новые поправки дают банку право приостанавливать на два дня транзакции или блокировать карту, если есть подозрение, что операция совершается без согласия клиента, причем даже при условии, что был введен верный пин-код или использована реальная электронная подпись. При приостановлении операций клиенту направляется запрос, согласен ли он с операцией. Ответ на него и будет определять, проведет ее банк или нет.

Таким образом, тем для споров между банками и клиентами в отношении незаконных списаний благодаря поправкам становится гораздо меньше. Впрочем, и неудобств для клиентов становится больше.

"Фактически вводится обязанность клиента постоянно быть на связи с банком",-- говорит начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. "Если же клиент не сможет получать постоянно информацию от банка, то в случае несанкционированной транзакции и последующих споров с банком есть шанс, что суд увидит в действиях клиента вину",-- отмечает управляющий партнер адвокатского бюро "Кобелев и партнеры" Руслан Кобелев.

Вопрос действительно актуальный, и цена его велика, указывают участники рынка. По данным ЦБ, в 2015 году была совершена 261 тыс. подобных платежей на сумму более 1,1 млрд руб. Степень неудобства для клиентов будет зависеть от того, какие именно транзакции банки будут считать сомнительными, а какие нет.

Рекомендации по критериям подозрительности будут. И их уже готовит ЦБ.

Как сообщила "Ъ" председатель правления НП НПС Алма Обаева, принимавшая участие в разработке рекомендаций, главными подозрительными признаками являются место проведения операции, вид транзакции и сумма.

"Например, клиент оплачивает покупки в России, и вдруг неожиданно -- несколько платежей в Зимбабве,-- пояснила она.-- Или, например, неожиданная покупка домохозяйкой оружия или химикатов. Тогда как до этого все покупки были только в гипермаркетах". "Впрочем, есть риск и приостановления операции по покупке сапог в магазине, если банк сочтет ее сомнительной",-- отмечает директор департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко.

"Общее ощущение от законопроекта: он как шкатулка с двойным дном,-- рассуждает Руслан Кобелев.-- С одной стороны, поправки демонстрируют заботу о средствах клиента. С другой -- ряд новаций явно затруднит им жизнь, в случае если несанкционированная транзакция все же случилась".

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное