В трудные для экономики времена российские предприниматели обратили внимание на франчайзинговый бизнес. Это понятно: при грамотном подходе готовое и раскрученное предприятие может приносить стабильный доход при небольших вложениях. Однако эксперты уверяют: 75% франчайзинговых компаний в нашей стране работают по принципу финансовых пирамид и в любой момент могут пойти на дно, потянув за собой инвесторов.
На фоне падения российской экономики в целом отечественный рынок франчайзинга выгодно отличается неплохими показателями. Эксперты отмечают, что это общемировая тенденция: кризис в любых странах стимулирует рост числа предприятий, открытых по франшизе.
"Пиковыми годами взлета рынка франчайзинга в России были не самые простые 1999-2000 и 2010-2011 годы. Тогда мы фиксировали рост 25%. Сейчас динамика хоть и замедлилась, но все равно составляет 10% роста в год",-- рассказал журналу "Деньги" исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко.
По его словам, эта тенденция вполне объяснима: "В сложные времена предприниматели уходят под знамена известных сетей, предпочитая не экспериментировать с собственным бизнесом".
С ним согласна и генеральный директор компании "Франкон" Нина Семина. По ее словам, кризис существенно подстегнул развитие франчайзинга и даже повлиял на появление новых франшиз в различных сферах бизнеса. Так, появились предложения франшиз известных компаний, которые ранее игнорировали эту форму ведения бизнеса и открывали только собственные предприятия.
Кроме того, многие известные компании, которые имели франшизы, но продавали их довольно лениво, именно сегодня запустили активные рекламные кампании по привлечению партнеров. Яркий пример -- сотовый оператор "Билайн".
"Франчайзинг стал для многих компаний приоритетной стратегией развития в 2016 году.
По принципу пирамиды
По оценкам Российской ассоциации франчайзинга, сейчас в России насчитывается около 2 тыс. предложений сетевых концепций, но только около 1 тыс. из них можно отнести к франчайзинговым.
"Но и из них настоящих франшиз -- не более 700. Я говорю именно о тех компаниях, которые соответствуют общемировым требованиям франчайзинга: имеют франчайзинговое соглашение, охраняемый бренд, предоставляют партнерам обучение, поддержку",-- поясняет Юрий Михайличенко.
Нина Семина добавляет, что многие российские компании называют себя франшизой, но на практике это "либо на уровне идеи, либо предприниматель не имеет достаточного опыта для развития франчайзинга, либо просто такие франшизы липовые".
Эксперты сходятся в одном: фейковых франшиз, работающих по принципу финансовых пирамид, на российском рынке сегодня на порядок больше, чем настоящих.
Генеральный директор компании EMTG Екатерина Сойак говорит, что "в России реально работают только 25% франшиз. Остальные 75% -- это фейк". Особенно много франшиз-однодневок в регионах.
"Оттуда постоянно приходит информация о том, что заводятся уголовные дела на франчайзеров, которые направо и налево распродали франшизу, обанкротились и теперь предприниматели с них требуют назад свои деньги",-- рассказывает Сойак.
По ее мнению, это происходит потому, что на рынке франчайзинга процветает недобросовестная реклама. Предпринимателям внушают, что если быстро создать франшизу, то можно за месяц без особых усилий стать миллионерами.
По словам Антона Красулина, генерального директора сети лапшичных "Воккер", в сфере общепита действительно много липовых франшиз, но они, как правило, сразу видны: "Мы рекомендуем обращать внимание только на те франшизы, которые имеют минимум пять собственных объектов. Это дает определенную гарантию. И обязательно перед покупкой самостоятельно посещать интересные заведения, пробовать продукцию, смотреть, как реагируют потребители".
Сегодня с недобросовестными франшизами и откровенными фейками активную борьбу ведет Российская ассоциация франчайзинга. Организацией было инициировано создание национального рейтинга проверенных франшиз.
Кроме того, организация помогает разоблачать фейковых франчайзи, публикуя о них информацию в открытых источниках информации -- профессиональных сообществах в интернете, блогах и т. п.
"С осторожностью нужно относиться к компаниям, которые продают сразу несколько франшиз в различных сферах бизнеса. Всегда возникает вопрос: а смогут ли они обеспечить своим франчайзи профессиональную поддержку и развитие и не состоит ли их бизнес только в массовой продаже франшиз. Также нужно обращать внимание на условия договора, прописанные (а не декларированные) обязательства франчайзера, условия выхода из договора и передачу товарного знака",-- советует Нина Семина.
Эксперты советуют насторожиться, если владелец франшизы предлагает слишком "сладкие" условия покупки франшизы.
В начале этого года, когда спрос на франшизы упал примерно на 15-20%, франчайзеры предлагали льготные условия вхождения в сеть: отменяли паушальные взносы либо снижали роялти, минимизировали инвестиции и предлагали новые форматы для небольших городов. Однако оказалось, что это был отложенный спрос, то есть инвесторы дольше, тщательнее выбирали франшизы. Сегодня ситуация более стабильна, период изобилия скидок по франшизам закончился, говорят эксперты.
"Сейчас подобное поведение владельца франшизы должно настораживать, так как компания, крепко стоящая на ногах и верящая в свою модель бизнеса, никогда не будет формировать подобные уступки. Ведь роялти и паушальный взнос -- это не просто чистая прибыль, это инвестиции в материнскую компанию, чтобы весь бренд рос и развивался. Постоянно меняющиеся условия на покупку франшизы свидетельствуют о том, что у компании-франчайзера не все гладко",-- говорит Антон Красулин.
"Гуляют на свои"
Поведение покупателей франшиз постепенно меняется в лучшую сторону. В течение трех лет специалисты компании "Франкон" проводили исследование профиля ожиданий и предпочтений потенциальных франчайзи. Результаты показали, что инвесторы стали больше внимания обращать на продолжительность пребывания на рынке сети, в которой хотят приобрести франшизу, и на ее опыт работы, меньше -- на саму идею бизнеса.
"В последний год, правда, сократился сегмент молодых предпринимателей, которые рассматривают покупку франшизы. Еще что примечательно: российский потенциальный франчайзи довольно образован -- 96% желающих купить франшизу имеют высшее образование",-- говорит Нина Семина.
Еще одна особенность современных франчайзи -- они покупают готовый бизнес в основном на собственные накопления, не прибегая к помощи банков.
"Кредит на приобретение франшизы берут немногие -- банки предлагают невыгодные условия. В основном, как говорится, "гуляют на свои" или на средства, собранные с друзей и родственников",-- говорит Юрий Михайличенко.
Екатерина Сойак считает, что отечественные банки осознанно не хотят работать с франшизами, так как прибыль от этого сегмента мала, а рисков много: "Но даже если вдруг получится взять кредит, бизнес на него не развить -- нужно будет платить роялти, паушальный взнос, зарплату сотрудникам и еще кредитные выплаты по ставке 25% годовых".
"Многие экономические модели франчайзингового бизнеса просто не выдерживали нагрузки выплат кредитным учреждениям в условиях спада спроса и вынуждены были закрываться. Эта ситуация не выгодна ни франчайзи, ни франчайзеру",-- резюмирует Нина Семина.
Российская ассоциация франчайзинга отмечает и другие интересные явления на рынке франшиз, появившиеся в 2016 году. Во-первых, круг активных покупателей готового бизнеса расширился за счет рантье, ранее живших за счет сдачи в аренду недвижимости или размещения средств в ценных бумагах.
Хлеба и зрелищ
По прогнозам экспертов, рост франчайзингового рынка в России будет продолжаться. По словам Нины Семиной, к 2017-му количество франшиз в стране увеличится еще на 10-17%: "Мы повторяем почти в деталях путь других стран, начавших развивать франчайзинг немного раньше (Бразилии, Китая, Мексики, Японии, Индии). Если ориентироваться на показатели, достигнутые этими странами, то в России должно в скором времени быть не менее 2500 настоящих франшиз, 400 тыс. объектов, работающих по франчайзингу. Мы быстро двигаемся к этим показателям". Самый быстрый рост по его словам наблюдается сегодня в секторе связи, где активно работают компании "Теле2" и "Билайн".
Высокий спрос появился на франшизы и в области производства и строительства. "Эти сегменты у нас долгие годы не развивались, и именно в кризис и период санкций появились интересные предложения, которых давно ждали потенциальные франчайзи",-- говорит Нина Семина.
Стабильно растет число франшиз и в сфере общественного питания. Особенно хорошо себя чувствуют компании, которые специализируются на продаже фастфуда и недорогой еды.
Другое активно растущее направление франчайзинга -- сфера услуг. Очень хорошо покупают предприятия, связанные с обучением, организацией досуга, активного отдыха и детских развлечений.
"Востребованность этих франшиз обусловлена стабильностью развития таких сфер бизнеса, которые не зависят от кризиса. Спорт, образование, здоровье, дети -- это то, на чем не экономят. Кроме того, франшизы в сфере услуг, как правило, недороги и не привязаны к курсу валют",-- поясняет Нина Семина.
Перспективен и медицинский сектор, который сегодня во франчайзинге представлен в основном лабораторно- диагностическими центрами.
Екатерина Сойак вспоминает, что до кризиса это был очень прибыльный, быстрорастущий сегмент, куда пришло множество игроков: "Сейчас эта ниша оказалась переполнена. Кроме того, в сектор платных медицинских услуг пришло государство, и частным лабораториям приходится конкурировать и между собой, и с госклиниками, что очень тяжело. Поэтому в данном секторе, я считаю, началась борьба за выживание".
Читайте также:
Положительные прогнозы эксперты дают и относительно рынка франчайзинга в сфере красоты.
Управляющий директор компании "Aldo Coppola Россия" Наталья Семушкина считает, что насыщенность рынка салонов красоты в России сейчас далека от 100%, а ежегодный прирост рынка beauty-услуг составляет не более 5%: "Этого достаточно, чтобы считать индустрию красоты привлекательной для инвестирования, а открытие франчайзингового центра красоты -- источником стабильного бизнеса при небольших сроках окупаемости".
А вот в сфере розничной торговли дела не так хороши -- страдают продавцы одежды, товаров для дома и т. д. Прошлый год был для них очень тяжелым: сильно упала выручка, серьезный удар нанес валютный скачок. И в этих сегментах, естественно, франчайзинг затормозился.
КИРА ВАСИЛЬЕВА