Новости

"В России действуют более 2 тыс. франшиз, из которых реально работают только 25%. Остальное - пена"

Гендиректор компании EMTG Екатерина Сойак . о выставке BUYBRAND EXPO 2016 и перспективах рынка франчайзинга в России.

[photo 1]

С 28 по 30 сентября в Москве пройдет одна из крупнейших международных выставок франшиз BUYBRAND EXPO'2016. Корреспондент "Денег" Кира Васильева выяснила у организатора мероприятия -- гендиректора компании EMTG Екатерины Сойак, какие сюрпризы ждут участников выставки. Кроме того, они поговорили о текущем состоянии и перспективах рынка франчайзинга в России.


Велик ли потенциал развития у франчайзинговых компаний в нашей стране?

-- С одной стороны, потенциал огромный, потому что наша страна очень большая по площади и населению, соответственно, есть куда расти, где развиваться. Кроме того, во многих регионах сейчас ведутся интересные проекты, связанные с развитием инфраструктуры, что тоже, я надеюсь, поспособствует развитию франчайзинга.

Но еще существует статистика, которая говорит, что заниматься бизнесом в России готовы только 2% населения. Катастрофически низкий показатель. Люди не хотят открывать собственное дело ни в каком виде, даже по франшизе.

Этому способствует общая ситуация в стране: несовершенное законодательство, проблемы с экономикой, кредитованием бизнеса. Общий имидж предпринимательства тоже оставляет желать лучшего, особенно в регионах, где бизнесмен часто приравнивается к жулику и хапуге. Чтобы отношение к бизнесу стало другим, в России должны смениться одно-два поколения.

Какие тенденции наблюдаются в сфере франчайзинга? Насколько востребована у нас эта модель бизнеса?

-- В 2003 году в стране было от силы 15 франчайзинговых компаний, половина из них не имела полного представления, что такое франчайзинг.

Сейчас наконец-то появилось общее понимание, что это за форма ведения бизнеса, она стала востребована. Но возникла другая проблема: появилось много недобросовестных предложений, и людям, которые собрались в этот бизнес, приходится быть предельно осторожными.

По статистике, сегодня на российском рынке действуют более 2 тыс. франшиз, но из них реально работают максимум 25%. Это известные, проверенные бренды, которые на рынке свыше пяти лет и имеют хорошую репутацию. Все остальное -- пена.

К нам ежедневно приходят новости, что в регионах заводят уголовные дела на франчайзеров, у которых предприниматели требуют назад свои деньги. Они направо-налево распродавали франшизу и в итоге обанкротились.

На рынке франчайзинга процветает недобросовестная реклама. Людям говорят: создай франшизу, начни ее продавать или купи готовый бизнес по франшизе и завтра проснешься миллионером. Эту истерию поддерживают бизнес-консультанты. Люди верят и, не разобравшись, бросаются в омут с головой. В итоге остаются у разбитого корыта -- банкротами -- и тянут за собой партнеров.

Как сократить количество фейковых франшиз?

-- Россия сегодня идет по пути США: там тоже в какой-то момент возник бум франчайзинга, и в итоге множество франчайзинговых предприятий обанкротилось. Тогда американские власти решили прекратить эту вакханалию и приняли закон, регулирующий франчайзинговый рынок. Теперь каждый предприниматель, задумавший основать франчайзинговую компанию, должен предоставить в Госдепартамент талмуд документов. Его проверят от и до, прежде чем разрешат продавать франшизу. Все это очень усложняет жизнь американским бизнесменам, но появился порядок.

Сейчас я советую инвесторам очень аккуратно подходить к покупке франшизы. Франчайзерам же нужно побороть желание продавать франшиз больше, чем они могут контролировать.

Вы обучаете инвесторов и владельцев франшизы правилам профильного бизнеса? Запланировано ли это в рамках BUYBRAND EXPO'2016?

-- Да, мы всегда выполняли функции общественной организации. Работаем в связке с Российской ассоциацией франчайзинга. Был создан реестр добросовестных франчайзеров, работающих на российском рынке. Все они прошли фильтр -- проверку специальной комиссией, в состав которой вхожу и я. Это хоть какой-то инструмент защиты франчайзи.

Как кризис отразился на рынке франчайзинга?

-- По-разному. Например, общепит. Компании, которые специализируются на продаже фастфуда и быстрой недорогой еды, развиваются неплохо, и франшизы здесь хорошо продаются. Думаю, в ближайшее время каких-то серьезных изменений в этом сегменте не предвидится. Все уже произошло -- запретили курить, ввели продуктовые санкции, предприниматели к этому адаптировались, нашли местных поставщиков, и вроде бы все "устаканилось".

Не очень хороши дела в сфере розничной торговли -- у продавцов одежды, товаров для дома и т. д. Прошлый год был для них очень тяжелым -- сильно упала выручка, серьезный удар нанес валютный скачок. В этих сегментах, естественно, франчайзинг затормозился.

А вот в сфере услуг франчайзинг активно развивается уже третий год. Покупают обучающие предприятия, а также связанные с досугом, активным отдыхом, детскими развлечениями. Большой спрос на детские сады, языковые школы, студии танцев и т. п., потому что на детях родители экономят в последнюю очередь.

Далее -- медицинская ниша, которая сегодня во франчайзинге представлена в основном лабораторно-диагностическими центрами. До кризиса это был прибыльный, быстро растущий сегмент, туда набежало огромное количество игроков, и в итоге сейчас он перенасыщен. Кроме того, в сектор платных медицинских услуг пришло государство, и частным лабораториям сейчас приходится конкурировать не только между собой, но и с госклиниками, что очень тяжело. Другими словами, манна небесная закончилась и началась борьба за выживание.

Ряд владельцев франшиз в погоне за франчайзи отменяют паушальные взносы или уменьшают роялти. Насколько правильно прибегать к подобным уловкам?

-- Надежные франшизы, которые на рынке давно и имеют сильную корпоративную сеть, сегодня очень аккуратно подходят к выбору франчайзи и ни на какие уступки не идут -- отсекают недобросовестных предпринимателей.

Молодые франчайзеры, которые неуверенно чувствуют себя на рынке, конечно, используют подобные ухищрения. Кто-то совсем не берет паушальный взнос, кто-то не берет роялти. Но это странная стратегия. Бизнес должен зарабатывать. Практически бесплатно раздавая франшизу, они вскоре рухнут вместе со своими франчайзи.

Меняются ли качественно покупатели франшиз в России?


-- Да. В Москве и других городах-миллионниках во франчайзинг приходят профессиональные предприниматели, которые знают, чего хотят, и умеют работать в этом бизнесе. Что касается регионов, то картина там мало изменилась за последние годы -- многие предприниматели по-прежнему думают, что если купили франшизу и заплатили франчайзеру, то уже не должны работать. Отсутствует понимание, что вместе с франшизой приобретаешь себе тяжелую работу.

Сегодня инвесторы приобретают франшизу на собственные накопления или в основном на кредиты?

-- Сейчас большинство людей приходят во франчайзинг с собственными накоплениями -- многие занимают на открытие точки у друзей, родственников, достают из-под матраса. Конечно, часть предпринимателей идут на хитрость: берут обычный потребительский кредит и используют его для покупки франшизы. Напрямую на франчайзинговый бизнес российские банки кредиты практически не дают.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бизнес по франшизе в Иркутске":
Все материалы сюжета (17)