Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.
[photo 1]
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ноябре российский авторынок впервые с 2014 года вышел в плюс и показал рост на 0,6%, до 132,34 тыс. машин. Но переломить тренд по году не удалось -- в целом в январе--ноябре продажи упали на 12%, до 1,2 млн автомобилей. Несмотря на значительную господдержку, спад российского авторынка продолжается второй год. Тренд по замедлению темпов падения возник только осенью. Еще в августе оно составляло 18%, но в ноябре -- 10,9%, а в октябре -- 2,6%.
Лидером продаж остается Lada, показавшая рост на 18%, до 25,5 тыс. машин, следом идут Hyundai (плюс 4%, 15,7 тыс. автомобилей) и Kia (4%, 14,6 тыс.). Но большинство марок до сих пор падают. Увеличить реализацию удалось Lifan (на 24%, до 15,6 тыс. автомобилей), Lexus (на 20%, до 21,6 тыс. машин), Ford (на 13%, до 38,3 тыс. штук), а также VW и ГАЗу в сегменте LCV и УАЗу, показавшим однозначную положительную динамику.
В Nissan говорят, что, несмотря на прекращение продаж нескольких моделей и уменьшение общих цифр реализации, фокус продаж перемещается в сторону кроссоверов и внедорожников, производимых локально. В Ford подтверждают, что рост обеспечивали внедорожники и LCV. Кроме того, добавляют в компании, "вертикальная локализация дает эффективность и сдерживание цен".
Читайте также:
Но прогнозы на будущее участники рынка дают крайне осторожно. Зампред правления ГК "Автоспеццентр" Александр Зиновьев уверен, что рост продаж обусловлен низкой базой, называя фактическую динамику "скорее небольшой погрешностью". По словам дилера, популярность брендов зависит от политики автопроизводителей -- "для кого-то в приоритете эффективность продаж, кому-то важно сохранить объемы в штуках". Технический директор подразделения Jaguar Land Rover и Volvo ГК "Независимость" Алла Мартынова согласна, что ноябрьские показатели можно назвать "краткосрочным всплеском", связанным как с традиционным новогодним повышением покупательской активности, так и с ожидаемым увеличением цен на автомобили.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" говорит, что ноябрьский рост продаж вызван сразу несколькими факторами. Во-первых, сыграла свою роль низкая база прошлого года, так как в ноябре и декабре 2015 года наблюдалось ускорение падения. Во-вторых, по его словам, произошла "некая стабилизация" в экономике, появились первые признаки положительных изменений, "люди стали чувствовать себя комфортнее и приобретать товары длительного пользования".
Анастасия Веденеева, Яна Циноева