"Ждун" в ленте Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) начал доставать? Скорее всего, особо не успеет: у картинки без слогана шансов прожить дольше месяца практически нет, убедились "Деньги", проанализировав семь самых популярных мемов.
"Ждун": самый новый мем
Голландская скульптура с труднопроизносимым именем Homunculus Loxodontus в рунете получила прозвание понятное и простое -- "Ждун". Робкое одутловатое существо стало мемом не сразу -- Маргрит ван Брифорт создала скульптуру (назначение -- компаньон в очереди к врачу) в апреле 2016 года, а после Нового года ее неожиданно полюбили в России.
Сегодня "Ждун" живет обычной жизнью популярного интернет-мема: его превратили в типичного бухгалтера, плохо разбирающегося в технике, навязчивую тещу, подсадили к Киану Ривзу и за стол к знатокам из "Что? Где? Когда?". Ждуну уже завели Instagram (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) -- там его отправляют на известные картины и фрески.
Сколько продлится популярность "Ждуна", предсказать невозможно -- точно так же, как и угадать, удастся ли художнице что-нибудь на ней заработать.
Зато за историей каждого популярного мема всегда интересно наблюдать.
Grumpy Cat -- самый денежный мем
"Выбери что-нибудь пострашнее",-- гласит интернет-магазин сердитой кошки Grumpy Cat и предлагает пользователям более 800 товаров на выбор. Носки за $9, кружки за $18, подтяжки за $22, толстовки за $40, легинсы за $68 и многое-многое другое.
Мем Grumpy Cat родился в сентябре 2012 года -- фото кошки с неправильным прикусом появилось на интернет-ресурсе Reddit и буквально за несколько дней принесло кошке мировую известность, а ее хозяйке -- официантке Табате Бандесен -- миллионные прибыли.
Только от открыток в ближайшее после регистрации товарного знака Рождество, в 2012 году, Табата получила $30 тыс.
Бросив работу, бывшая официантка наняла известного мем-агента Бена Лашеса, и вплотную занялась карьерой своей кошки. Grumpy Cat начала активно сниматься в рекламных роликах, тусоваться на светских мероприятиях, устраивать встречи с поклонниками и продавать "сердитые" книги по всему миру (к настоящему времени их вышло уже три). Таким образом, мем постепенно превратился в самостоятельный и достаточно живучий бренд. В 2014 году The Telegraph оценивал совокупный доход от него в $100 млн, однако хозяйка не раз потом заявляла в интервью, что эта цифра несколько преувеличена.
"Лягушонок Пепе": самый политический мем
Одна из серий популярного британского сериала "Черное зеркало", осмысливающего влияние технологий на нашу жизнь, рассказывает о том, как анимированный персонаж -- синий медведь Уолдо -- неожиданно вторгается в реальную политику и оказывается гораздо популярнее своих вполне реальных соперников. Сюжет повторился на последних президентских выборах в США, активное участие в которых принял популярный американский мем "лягушонок Пепе". Изначально картинку Пепе с прической Дональда Трампа твитнул сам будущий американский президент, но лягушонок вызвал гнев его оппонентов. Дело в том, что еще до начала кампании Пепе стал любимым символом праворадикальных активистов: в сети активно распространялись изображения Пепе в нацистской форме, со свастикой, в роли антисемита или скинхеда. Несмотря на то что одна из американских организаций, занимающихся борьбой с антисемитизмом, внесла изображение Пепе в список символов ненависти, приравняв его к свастике, Трамп использовал лягушонка до окончания избирательной кампании.
Вообще, "лягушонка Пепе" можно считать чуть ли не самым долгоиграющим мемом современности -- он появился еще в 2005 году и по-прежнему входит в число самых популярных.
"Вжух": самый быстрый из "медленных" мемов
Грустный кот-колдун в колпаке ждал своей славы более трех лет. Источник мема "Вжух" -- фотография бородатого мужчины с котом на руках, начала бродить по англоязычному интернету еще в 2013 году, после того, как она попала в подборку . Just Cute Animals с подписью "Я толстый, давайте веселиться".
В нынешнем виде мем родился в декабре прошлого года -- пользователи вырезали кота из снимка, добавили ему волшебную палочку и придумали короткое заклинание -- "Вжух". В таком виде картинка и стала популярной. Крупные российские банки и компании на этой волне даже устроили свою SMM-эстафету, обыгрывая различные акции и раздавая подарки к Новому году -- благо авторские права на "Вжух" никто не заявлял, и пользоваться им можно абсолютно бесплатно.
Однако популярность кота с волшебной палочкой оказалась недолгой. Профильное сообщество во "ВКонтакте" за все время существования набрало лишь 2,5 тыс. подписчиков, а из обихода мем начал исчезать буквально через пару недель.
"Вишневый крик": самый сексистский мем
Мем "ББПЕ" ("Бей бабу по ***** [лицу]") можно по праву называть самым сексистским мемом рунета. Родился он в 2008 году на анонимном форуме "Двач" и основывался на фразе из малоизвестной песни "Гламурная дискотека" группы Nambavan. Версий мема было бессчетное множество, но скандальную известность получили две.
В частности, одна из версий оказалась проиллюстрирована фотографией певца Валерия Сюткина. В статье на Lurkmore, посвященной истории мема, отмечалось, что своей популярностью мем с Сюткиным, скорее всего, обязан именно тому, что певцу эти слова подходили менее всего. "В сочетании с его веселым жизнерадостным лицом и романтичными текстами песен призыв бить баб выглядел дико",-- говорилось в статье.
Однако сам Сюткин мем не оценил и с помощью Роскомнадзора добился судебного запрета на использование своей фотографии с этой подписью.
Другая версия мема представляла собой комикс из двух картинок: на первой девушка задает мужчине глупый или обидный вопрос, а на второй вместо ответа получает по физиономии. После того как Сюткин стал лицом мема, эта версия была практически забыта, однако в конце декабря минувшего года неожиданно обнаружилась в московском пивном баре Bad.Bro.Bar. Девушка на картинке спрашивала, можно ли ей "вишневый крик" (фруктовое бельгийское пиво), а по лицу получала за тавтологию: kriek в переводе и есть "вишня".
Одна из посетительниц Bad.Bro.Bar юмора не оценила и в соцсетях раскритиковала бар за неуважительное отношение к женщинам.
"Лис": самый упоротый мем
Чучела животных всегда вызывают в России исключительный интерес, любовь и споры. Так было и с мемом "упоротый лис", который родился в результате ошибки начинающей британской художницы и таксидермиста Адель Морзе. Как она рассказывала впоследствии, из-за неправильной технологии чучело "поплыло", но она не стала его выбрасывать, а в 2012 году решила выставить на e-Bay, выдав ошибку за художественный замысел.
Чучело было продано за $330, и довольно быстро его фотографии разлетелись по сети. Наибольшую популярность лис приобрел в России. В рунете появились сотни обработанных в фотошопе изображений с участием лиса.
Вскоре нового владельца чучела Майка Бурмана и саму Адель Морзе пригласили показать лиса в Москве и Санкт-Петербурге, что обернулось неожиданным скандалом. Против лиса выступили петербургские коммунисты и зоозащитники во главе с депутатом местного заксобрания Виталием Милоновым. Сама Адель в ужасе от поднявшегося шума еще какое-то время пыталась убеждать активистов в том, что вообще-то она вегетарианка и против жестокого обращения с животными, но, как водится, особо ее не слушали.
МАРИЯ ЛИБЕРМАН




SIA.RU: Главное