В начале года банки зафиксировали существенный рост выдачи автокредитов по сравнению с прошлым годом. При этом в общем объеме продаж автомобилей, который в первом квартале показал признаки восстановления впервые за четыре года, растет доля кредитных продаж -- с 38% до 45% (год к году). Чаще использовать кредитные средства граждане вынуждены из-за роста цен на машины, приобрести которые в условиях снижения реальных доходов без помощи банков становится все труднее.
[photo 1]
Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ, входит в топ-3 БКИ), в первом квартале совокупный объем выданных банками автокредитов составил 87 млрд руб., что на 37% больше, чем годом ранее. Число проданных в кредит автомобилей в январе--марте увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,6%, до 126,3 тыс. шт. При этом, согласно совместным данным НБКИ и аналитического агентства "Автостат", доля кредитных продаж автомобилей составила в первом квартале текущего года 45% против 38% годом ранее.
Примечательно, что доля кредитных продаж растет на фоне восстановления авторынка в целом. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рынок автопродаж показал позитивный результат за квартал впервые за четыре года.
Банкиры считают, что рост выдачи кредитов на приобретение автомобилей обусловлен в том числе увеличением их цены. Согласно оценкам "Автостата", средняя цена нового легкового автомобиля в России составила в 2016 году 1,4 млн руб., что на 15% больше, чем годом ранее. "Это в основном обусловлено ростом стоимости автомобилей,-- признает руководитель розничного блока Юникредит-банка Иван Матвеев.-- Купить машину за наличные гражданам стало значительно сложнее".
Участники рынка ожидают сохранения позитивной динамики. "Можно говорить о том, что началось восстановление рынка автокредитования. В этом году мы прогнозируем двукратное увеличение темпа прироста продаж",-- отмечает Алексей Токарев. По словам Ивана Матвеева, вероятность того, что рынок прошел дно, высокая. Однако сильного роста по итогам 2017 года не ожидается, говорит он.
Читайте также:
Сможет ли рынок автокредитов набрать прежнюю скорость -- вопрос. По оценкам экспертов, если рост и будет, то номинальный -- около 1%. "Если говорить о факторах, продолжающих сдерживать развитие не только автокредитования, но и всего авторынка, то, по нашему мнению, главным из них по-прежнему остается снижение реальных доходов населения",-- заключает гендиректор НБКИ Александр Викулин. По данным Росстата, реальные доходы населения снижаются три года подряд. В 2016 году они упали на 5,9% по сравнению с 2015 годом. В текущем году негативный тренд сохранился: по данным Росстата за март 2017 года, сокращение доходов населения в реальном выражении составило 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Светлана Самусева