Рост конкуренции между негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и попытка ряда игроков защитить клиентскую базу вызвали всплеск жалоб граждан. Десятки тысяч из них считают неправомерным отказ в переводе пенсионных накоплений. В Пенсионном фонде России подчеркивают, что каждое такое обращение рассматривается индивидуально, пересмотр же решения о переводе пенсий возможен лишь в судебном порядке.
Жалобы клиентов, которые хотели перевести накопления в НПФ, но не смогли (по их оценке -- неправомерно), фонды активно аккумулируют с конца марта. Еще до подведения итогов переходной кампании 2016 года ряд крупных игроков открыл соответствующие разделы на сайтах. Причем жалобы можно подавать и из личного кабинета, доступ в который граждане получали в момент подписания договоров (вместе с заявлением передается в Пенсионный фонд России, администрирующий систему). Как поясняют в самих фондах, такая работа ведется в связи с резким ростом подобных обращений. "На текущий момент зарегистрировано более 40 тыс. жалоб граждан, которые по переходной кампании 2016 года получили отказ в переводе накоплений в НПФ Сбербанка, и они продолжают поступать",-- сообщил коммерческий директор НПФ Сбербанка Олег Мошляк. Активно консультирует клиентов, которым отказали в переводе накоплений, и "ВТБ Пенсионный фонд" -- к настоящему времени он получил 2,3 тыс. подобных обращений.
По итогам кампании 2016 года граждане подали 12 млн заявлений о смене пенсионного фонда или управляющей компании. При этом положительное решение было принято лишь по 6,5 млн заявлений, т. е. 54,2% от общего числа. Самой распространенной причиной брака стали дублирующиеся заявления граждан и заявления без договоров с НПФ. При этом были ли такие заявления поданы их нынешними страховщиками, агентами или самими гражданами, доподлинно неизвестно.
Вместе с тем в ряде случаев, как указывают несостоявшиеся клиенты НПФ, второго заявления они не писали и не подавали. "В результате обзвона граждан, получивших отказ в переходе в "ВТБ Пенсионный фонд", более 70% из них подтверждают, что не подавали повторных заявлений в течение года",-- отмечает гендиректор фонда Лариса Горчаковская. По ее словам, фонд оказывает "содействие застрахованным лицам в оспаривании отказа в переводе средств с обращением в регулирующие, надзорные и следственные органы".
Рост жалоб граждан фиксируют и в фондах других крупных пенсионных групп -- "Сафмар" и "Будущее". При этом корень всех бед там видят в порядке перехода граждан из НПФ в НПФ -- при подаче заявления новому страховщику он не всегда должным образом информирует граждан о потере инвестдохода при досрочном (чаще одного раза в пять лет) переходе. "Принципиально важно для наведения порядка, чтобы информирование клиентов обо всех рисках при переходах было возложено на текущего страховщика, а не на ПФР",-- считает президент АНПФ Сергей Беляков. "Ситуация, в которой граждане неосознанно принимают решения о судьбе своих накоплений, должна быть исправлена как можно скорее. В противном случае граждане так и будут оставаться жертвами не всегда здоровой конкуренции на пенсионном рынке",-- уверен гендиректор "ЛУКОЙЛ-Гаранта" Денис Рудоманенко.
Данные Банка России также свидетельствуют о росте жалоб на невозможность перевода накоплений в НПФ -- по состоянию на середину мая 2017 года количество обращений в десятки раз превысило общее количество обращений по таким вопросам за весь 2016 год. Как пояснили в пресс-службе регулятора, в настоящее время ЦБ совместно с ПФР осуществляет выборочную проверку порядка предоставления НПФ в ПФР уведомлений о вновь заключенных договорах, а также порядка поступления заявлений застрахованных лиц о выборе страховщика.
Глава Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов в свою очередь подчеркивает, что на фоне беспрецедентного роста количества жалоб единственная для граждан возможность отстоять свои права и выбор НПФ -- обращение в суд и правоохранительные органы.
Павел Аксенов




SIA.RU: Главное