Китай-город в Москве есть, но китайцев там, как известно, отродясь не было. В отличие от европейских и американских мегаполисов, где чайна-тауны обычно находятся в самом центре и давно превратились в места притяжения местных жителей и туристов.
Семь лет назад на маршрутке №872, курсирующей в московском районе Люблино, появилась табличка с китайскими иероглифами. Иероглифы, содержавшие описание маршрута и стоимость поездки, появились очень вовремя: большую часть пассажиров 872-й маршрутки на тот момент составляли китайцы, по-русски не понимающие либо совсем ничего, либо почти ничего. В местном кинотеатре «Формула Кино — Люблино» примерно тогда же появились сеансы с синхронным переводом на китайский. Все это было связано с переездом знаменитого Черкизовского рынка, так называемого «Черкизона», под две новые крыши — рынки «Москва» и «Садовод».
О Люблино заговорили как о новом чайна-тауне, и местные жители решили грудью защитить от пришельцев малую родину.
Был создан форум «Оборона Люблино», и его участники довольно быстро добились того, чтобы водитель маршрутки убрал табличку с иероглифами.
Русскоговорящие граждане с удовольствием наблюдали, как топчутся у 872-й несчастные гости из Поднебесной. Год назад по инициативе противников «окитаивания» московских окраин состоялись даже общественные слушания на тему закрытия «Москвы» и «Садовода».
Вообще-то, в «Садовод» и «Москву» переехала от силы десятая часть китайцев, торговавших на «Черкизоне». Остальные (около 70 тыс. человек) после разгрома крупнейшего на тот момент европейского хаба китайских товаров погрузились на самолеты и вернулись на родину обдумывать житье. Но даже вокруг «Черкизона» никакого чайна-тауна — в привычном всему миру значении — не было, и тем более нет его в Люблино.
Отсутствие условий для малого бизнеса, низкий уровень жизни, ксенофобия — в результате Россия (включая столицу) для китайцев — земля вовсе не обетованная. И очень жаль, потому что китайские мигранты — это подарок, который в мегаполисах развитых стран ценят, берегут и хотят еще.
Зачем миру чайна-таун
Последняя волна китайской миграции (с 2012-го) — это по большей части результат антикоррупционной компании Си Цзиньпина. «Пятое поколение китайских руководителей» исправляет перегибы, допущенные четвертым и третьим, а герои периода дикого китайского капитализма спасают нажитое в других странах. Главным образом — в Америке и Великобритании.
К полному удовольствию тамошних владельцев элитной недвижимости, а также среднего и крупного бизнеса: сбыть этим покупателям можно что угодно и по какой угодно цене…
До России от этой волны долетели только брызги. По данным компании «Инком-недвижимость», с 2014 года число сделок по покупке китайцами московских квартир категорий «премиум» и «элит» выросло втрое, но количество этих сделок до сих пор исчисляется десятками, а не сотнями и тысячами.
В области крупного бизнеса сотрудничество тоже не сильно продвинулось, разве что китайский инвестор купил этим летом «Военторг».
Главные чайнатауны мира
«Наценки у китайцев по нашим меркам смешные,— рассказывает китаист и предприниматель Алексей Семкин.— В китайском языке есть даже такое древнее идиоматическое выражение — 薄利多销 (bólìduōxiāo), что буквально значит “маленькая прибыль, большой оборот”, которое характеризует китайскую торговлю в целом. Если у китайца есть заказ на 100 единиц какого-либо товара, то при расчете себестоимости он будет использовать не 100, и даже не 1 тыс., а 100 тыс. единиц или больше. Выполнив первый заказ, он научится производить востребованный рынком продукт. В том числе и используя заказчика, который привезет образцы и осуществит контроль качества».
Стоимость произведенных предприятиями китайских общин в 1990-е годы товаров и услуг составила $200 млрд, одни только китайские рестораны в одной только Великобритании платят £80 млн налогов в год.
Искусственный Вавилон
В России моноэтнических общин всегда боялись и старались не допускать их возникновения. В Москве спокон веку существует Китай-город? Да, существует, но к китайцам не имеет никакого отношения: по одной из версий, в переводе то ли с тюркских языков, то ли с романских название означает «цитадель», «укрепленный город».
В 2007 году Госдума приняла закон, запрещающий иностранным гражданам заниматься розничной торговлей, и китайцы, по сути, остались только на «Черкизоне». По сведениям Федерации мигрантов России, там одновременно работало более 100 тыс. человек. А по данным Торговой палаты РФ, около 60 тыс. торговцев «Черкизона» были гражданами КНР. Ветераны челночной торговли вспоминают, как на Черкизовский ходили вкусно обедать, отдыхать в массажных салонах и саунах, стричься в парикмахерских. Целевой аудиторией этих заведений являлись сами же китайцы, но и ограничений для посетителей с улицы не наблюдалось.
Многие работники рынка, в том числе нелегальные мигранты, и жили прямо на территории — в неофициальных ночлежках. Там можно было даже русского не знать — существовать полностью в китайской среде.
В 2009 году Черкизовский рынок закрыли, объявив, что львиную долю оборота ($25 млрд в год) составляли контрабанда и контрафакт.
Нынешний торговый комплекс «Москва», в просторечье «Люблезон», выглядит настоящим Вавилоном: кроме китайцев здесь торгуют граждане Таджикистана, Азербайджана, Афганистана, Индии, Кубы, Вьетнама и т. д.
По утверждению администрации, китайцев здесь около тысячи человек — менее 15% от общего числа работников рынка. Такое многообразие диаспор «Люблезона», как я понял, имеет и искусственную природу: система управления гигантским рынком нацелена на противодействие превращению его в мононациональный.
Красный туризм
Точных сведений о находящихся на территории России гражданах КНР нет. Эксперты называют 50–100 тыс. человек, из которых половина — в Москве. По данным ФМС, в 2016 году в Россию въехало около 1,3 млн граждан КНР, большинство — по туристической визе.
«Квалифицированные кадры, конечно, стремятся в другие, прежде всего англоязычные, страны, где существуют большие китайские диаспоры (Австралия, Новая Зеландия, Канада, США),— рассказывает Иван Зуенко.— Заниматься бизнесом и на сезонную работу к нам приезжают в основном из приграничных районов КНР. Определенная категория китайцев ценит Россию как страну с хорошей экологией, красивой природой и доступом к более дешевой инфраструктуре и натуральным продуктам. Но сказать, что таких китайцев много, нельзя. Стереотип о том, что китайцу, который переехал в Россию, дома завидуют, давно уже не соответствует действительности».
У жителей Санкт-Петербурга может сложиться ощущение, что хотя бы китайскими туристами Россия не обделена: автобусы с группами из КНР — возле каждого музея и памятника, в отелях все надписи продублированы иероглифами, шумные стайки гостей из Поднебесной с селфи-палками и фотоаппаратами — на фоне каждой мало-мальски известной достопримечательности.
Впрочем, несмотря на то что гостей из Поднебесной действительно много — по разным данным, в прошлом году Санкт-Петербург посетило больше миллиона китайских туристов, а в этом, по прогнозам, цифра удвоится,— российский бизнес не испытывает восторга по этому поводу.
Во-первых, это в основном «красные туристы» — люди, получившие бесплатные путевки в места, связанные с историей компартии, и денег у них не особо много. А во-вторых, большая часть этих денег утекает обратно в Китай. Посещают такие туристы в основном китайские кафе, работающие на комплексном обслуживании групп. Гиды-переводчики — тоже китайцы. А иногда даже гостиницы-хостелы принадлежат китайцам. Как и лавки с русскими сувенирами, куда привозят туристов из Поднебесной.
Аналогичная ситуация и в Москве, и на Дальнем Востоке. «По численности китайские туристы лидируют и в России, и во многих странах мира. Но местная туриндустрия от них практически ничего не получает — почти все потраченные деньги остаются в Китае,— сожалеет Константин, хозяин туристической компании из Владивостока.— Так, плату за обслуживание в России отдадут в Китае родственнику или партнеру принимающей стороны».
АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ




SIA.RU: Главное