Фото: kuluars.info |
Виктор Шамин, иркутский журналист, политический и экономический обозреватель, поделился с порталом SIA.ru своими мыслями о разнице отношения к кризису в России и за рубежом, о том, картами какого банка выгоднее пользоваться в Азии, а какого – в Европе, и почему банки больше ценят заемщиков, чем вкладчиков.
Про банки. Как физическое лицо я пользуюсь услугами Сбербанка и ВТБ24 – есть определенные удобства и там, и там. Раньше пользовался только ВТБ24, но перешел на Сбербанк после одной поездки в Европу и Азию с друзьями. Как выяснилось, картой ВТБ24 легче расплачиваться в Азии, а в Европе – Сбером, из-за их внутреннего курса конвертации. У Сбербанка он наиболее объясним и приближен к курсу Центробанка. Хотя, говорят, у Альфы он ещё больше приближен к ЦБ, нужно будет попробовать.
Как юридическое лицо банковскими услугами я сейчас не пользуюсь. Когда у меня было свое маркетинговое агентство, я обслуживался в Банке24. Это что-то наподобие нынешнего Тинькоффа – можно было счет онлайн открыть и закрыть, процент обслуживания был меньше, чем в остальных банках, в целом, всё было удобно. Потом он закрылся, у меня там пара тысяч на счету осталась.
Про карты. Сейчас пользуюсь только Сбербанковской картой с накоплением миль Аэрофлота. За полтора года почти накопил на билеты на самолет до Москвы. Но карту ВТБ24 всё равно держу на случай заграничных поездок по Азии.
Про отношение банков к клиентам. Когда ввели электронные очереди, произошел большой качественный скачок в обслуживании клиентов. Стало намного проще. Мне нравится также и то, что в каждом отделении Сбербанка есть консультанты, которые помогают бабушкам и дедушкам, да и не только им, выполнять операции с банкоматами.
А однажды я зашел в Сбербанк за полчаса до закрытия, и менеджер задержалась после рабочего дня, но помогла мне решить вопрос. В другом банке просто попросили бы прийти завтра. Это, конечно, очень приятно удивило меня.
На мой взгляд, если раньше для банков были важны вкладчики, а не заемщики, то теперь всё с точностью наоборот – в приоритете у финансовых структур – кредиты. Раньше банки пытались получить как можно больше денег со вкладчиков, я объясняю это нашим русским менталитетом – банкам хотелось, видимо, «нахапать» побольше денег. Потом, видимо, поняли, что на этом далеко не уедешь, и что выгоднее давать кредиты. Вкладчик один раз положил деньги и на них нужно начислять процент, отдавать свои. А заемщик будет нести деньги каждый месяц, да еще и с процентами!
Про кредиты. Был забавный случай с кредитованием у меня. В начале нулевых в ОТП Банке взял я валютный кредит в три тысячи долларов на три года, перевел в рубли, съездил в отпуск. Отдавать должен был 100 долларов в месяц. Когда я брал кредит – курс был около 33 рублей за доллар, а когда я его стал выплачивать, курс понизился до 28 рублей и до конца выплаты кредита курс был 28-30 рублей. Вот так сыграл на курсе в свою пользу.
В конце 90-х – начале нулевых ВТБ24 всем активно навязывал кредитные карты. Переплата по ним была очень большая, и я сам не замечал, как у меня с неё «утекали» деньги. Были случаи, что списывали проценты неизвестно за что, приходилось ехать в отделение, поднимать детализацию, разбираться. Да и вообще, с кредиток много снимается дополнительного, при просрочке, при снятии налички и так далее. Поэтому кредитными картами стараюсь не пользоваться, предпочитаю дебетовые.
Про инвестиции. Считаю, что если вкладываться в акции – то лучше в какие-то инфраструктурные проекты, потому что инфраструктура никогда не пропадет, в отличие от компаний, у которых капитализация оторвана от активов, или доход зависит от цен на рынках на продукцию, а значит, в любой момент могут начаться проблемы. Кроме того, на мой взгляд, инвестиционный рынок в России не очень развит и не очень предсказуем. Я считаю, что он пока не в полной мере работает по законам и правилам, устоявшимся на западных инвестиционных рынках.
Про первые деньги. Это было еще в советское время, класс восьмой, рос в Минске, меня устроили в Парк Горького рабочим зеленого строительства. Я ухаживал за клумбами, подстригал траву, поддерживал чистоту на территории. Заработал за месяц 60 рублей, тогда это были приличные деньги: врач в месяц получал 120 рублей, инженер – 140. Все деньги отдал родителям.
Про кризис. Процитирую Булгакова: «Разруха не в клозетах, а в головах».
Можно понять, из-за чего кризис в Америке или Европе. В России кризис понять трудно. У нас кризиса нет, скачок доллара был создан искусственно, поскольку России это выгодно. Любой экспортноориентированной стране выгодно, когда курс национальной валюты снижен по отношению к международным валютам.
На мой взгляд, если мы на государственном уровне больше закупаем, чем продаем, то нам выгодно, чтобы курс валюты был меньше, чтобы на закупку уходило меньше средств. Если наоборот, больше продаем, то выгоднее, чтобы вырученное там мы меняли на большее количество денег здесь. Пенсионерам и бюджетникам ведь мы платим в рублях, а не в долларах. Это выгоднее крупным экспортёрам – чем больше курс, тем больше они получат рублей на заработанные за границей доллары, тем больше смогут платить своим работникам, тем больше заплатят налогов, тем больше мы получим денег в своём бюджете. Поэтому, когда против нас начали вводить какие-то санкции и меры, а значит, снизилось моральное право требовать и от нас соблюдения каких-то принципов и правил, то вот тут у нас и появилась возможность искусственно занизить курс рубля. И соответственно при снижении нашего экспорта изменение курса позволяет в пересчёте на рубли компенсировать это снижение. Рублей ведь в бюджет идёт столько же, если не больше. Так что в макроэкономическом плане никакого кризиса нет. Наоборот, за меньшее количество проданного товара получаем больше рублей, то есть рентабельность получается выше. Какой же это кризис?
Читайте также:
Если же говорить о кризисе применительно к потребительскому рынку, то тут оставляет желать лучшего отношение наших предпринимателей к экономической ситуации и вообще к законам экономики. Если в Европе у продавца снижается поток клиентов, он корректирует цены и увеличивает расходы на рекламу, проводит какие-то акции. Соответственно, поток клиентов выравнивается. У нас же всё совсем по-другому: если количество покупателей уменьшается, русские предприниматели, особенно у нас в Сибири, в большинстве своем сокращают расходы на рекламу и наоборот увеличивают стоимость товара в надежде как-то закрыть образовавшуюся брешь в бюджете. Что в свою очередь ещё больше уменьшает количество покупателей. То есть они сами раскручивают кризис для своего бизнеса, сами создают его для себя и для своих работников. И пока мы не пересмотрим своего отношения к действительности, мы из него не выберемся.