Новости

ЦБ озаботился информационными атаками на банки

Ставшие регулярными информационные атаки на банки заставили ЦБ обратить внимание на эту проблему. Его подразделение FinCert занялось ежедневным мониторингом и оповещением кредитных организаций о таких нападениях. Впрочем, по словам экспертов, такая информация не позволит привлечь инициаторов атак к ответственности, так как регулятор не дает банкам доказательной базы для полноценной защиты.

Предупреждение и обнаружение информационных атак в банковском секторе стало новым направлением в деятельности FinCert, сообщил заместитель главы Главного управления безопасности и защиты информации (ГУБиЗИ) ЦБ Артем Сычев. Работу по выявлению подобных атак Банк России, по его словам, начал восемь месяцев назад. Теперь FinCert в будние дни с интервалом в два часа проводит ежедневный мониторинг СМИ, блогов, соцсетей с помощью специального программного обеспечения в поисках информации, порочащей кредитные организации.

Обычно атаки развиваются по следующему сценарию: сначала появляются единичные публикации, через некоторое время — масштабное количество ссылок и перепечаток, как обычными пользователями, так и атакующими, в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России), Twitter (в среднем от 200 до 800 перепечаток в сутки). Иногда для распространения информации используются мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp. После того как атака идет на спад, количество перепечаток значительно снижается, мониторинг атаки прекращается.

Информационные атаки на банки бывают двух типов: кому-то выгодна атака на конкретную кредитную организацию или же сама жертва, находясь на грани отзыва лицензии, инициирует атаку, чтобы создать образ «невинно убиенной», выяснили в ЦБ. «Пока рано говорить о какой-либо статистике выявленных атак, мы только набираем базу,— отметил Артем Сычев.— Это сложная работа, которая требует не только привлечения технических специалистов, но и лингвистов, острую нехватку которых мы сейчас ощущаем».

Массовые информационные атаки на банки начались осенью 2016 года на фоне проблем банка «Пересвет» (санирован 19 апреля 2017 года). Волна накрыла и татарские банки. К лету года массовые атаки дошли до крупных федеральных игроков — имели место многочисленные анонимные сообщения о проблемах в МКБ, «ФК Открытие», Промсвязьбанке, Бинбанке. Появление авторизованного письма одного из сотрудников УК «Альфа Капитал» с предупреждением клиентов о рисках сотрудничества с данными банками усугубило ситуацию.

Пока ЦБ использует собираемую информацию для собственных нужд и предупреждения подвергшихся им организаций.

Банки рассчитывают, что смогут использовать информацию ЦБ для защиты от информационных нападений. «Банк, получив информацию от FinCert о направленной против него атаке, может действовать по нескольким направлениям,— отмечет директор правового департамента ХКФ-банка Александр Гонтаренко.— Первый вариант — это жалоба в ФАС на недобросовестную конкуренцию, также банк может подать иск о компенсации убытков, причиненных данной атакой, или с требованием защиты деловой репутации». Кроме того, сам банк может подать заявление в правоохранительные органы по факту клеветы, заключает он.

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное