Новости

Торговые центры мельчают

Столичные девелоперы торговой недвижимости стали строить меньше — за год упали не только показатели ввода новых торгцентров, но и средняя площадь объектов. В ближайшие два года на рынок выйдет 625 тыс. кв. м, лучшим за десятилетие оказался 2014 год, когда было введено в эксплуатацию почти 900 тыс. кв. м. При этом наибольшую устойчивость к кризису в потреблении показывают небольшие торговые центры районного масштаба.

Темпы строительства торговых объектов в Москве останутся на минимальном за прошедшие десять лет уровне до 2019 года, пришли к выводу в Colliers International. Сейчас на стадии строительства находятся 14 торговых центров общей площадью 625 тыс. кв. м, заявленных к вводу в 2018–2019 годах.

По словам партнера Colliers International Анны Никандровой, сохраняется тренд на торгцентры районного формата (сдаваемая площадь — до 10–15 тыс. кв. м). В этом году вышли торгцентры «Парагон» в Измайлово, «Шоколад» в Беляево, «Зеленый» в Басманном районе, «Цимлянский» в Люблино.

Сейчас общий объем рынка торговых площадей в Москве — 6,8 млн кв. м, уровень вакансии —10%. Руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости JLL Оксана Копылова оценивает вакансию в торгцентрах еще ниже — в 6%, по данным за третий квартал, к концу года показатель может снизиться до 5,7%. «На фоне сокращения объема ввода новых объектов, свободные площади в действующих торгцентрах активно заполняются арендаторами»,— оптимистичен господин Обуховский.

Около 35% предложений для арендаторов приходится на объекты, введенные в эксплуатацию в 2012–2017 годах, 29% — в 2008–2012 годах. Но, по словам Анны Никандровой, неоднородная структура предложения не влияет на состав арендаторов. Так, по данным Colliers International, анализ в 20 торговых центрах Москвы арендопригодной площадью более 50 тыс. кв. м показал: в 13 из них представлено больше половины ключевых fashion-брендов. Оксана Копылова добавляет, что более половины действующих в Москве торгцентров нуждается в реконцепции.

Наибольшую конверсию трафика демонстрируют небольшие объекты площадью около 15 тыс. кв. м, согласна руководитель направления аренды торговых центров Cushman & Wakefield Евгения Осипова. По ее словам, крупным торгцентрам сейчас приходится конкурировать с объектами районного масштаба. «Модель потребления меняется, сейчас важнее ассортимента и цен близость торговли к дому»,— поясняет она. В результате объекты, ориентированные на повседневные нужды жителей района, оказываются до пяти раз устойчивее к изменениям экономических условий и потребительских предпочтений, чем крупные торгцентры.  В будущем году тенденция к снижению площадей торгцентров сохранится.

Екатерина Геращенко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное