Новости

Новое в конкуренции: всем сестрам по серьгам

Владимир Путин подписал подготовленный ФАС указ о национальном плане развития конкуренции. Наиболее жесткая идеологема в нем — присутствие на любом конкурентном рынке не менее трех компаний, одна из которых должна быть частной.

Владимир Путин 21 декабря подписал указ о развитии конкуренции, который правительство готовило на протяжении двух лет. Большинство спорных инициатив службы в процессе были сняты или смягчены, основные идеи Белого дома поддержаны.

Указ, включающий в себя национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, требует «считать активное содействие развитию конкуренции… приоритетным направлением» работы всех ветвей власти и ЦБ. В частности, он требует присутствия во всех отраслях экономики «не менее трех хозяйствующих субъектов», один из которых должен быть частным. Основными принципами проконкурентной государственной политики названы сокращение доли госкомпаний в экономике, обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка развития малого и среднего предпринимательства, учет развития конкуренции в госинвестициях. График принятия и внесения правительством различных законопроектов является частью указа. Важнейшими из них являются законы о запрете создания новых ГУПов на конкурентных рынках и об отказе от покупки рыночных компаний государством, о сокращении доли ГУПов и МУПов на рынке ЖКХ и увеличении долей частных компаний в системе ОМС в здравоохранении, о принципах тарифной реформы. На 2018 год заявлено внедрение нового подхода к определению списка госкомпаний, инвестпрограммы которых контролирует Белый дом.

Указ упоминает некоторые разработки «Открытого правительства», которое в последние месяцы активно содействовало в подготовке и документа ФАС, и указа. В плане развития конкуренции очевидно влияние принципов реформы контроля и надзора, требующей внедрения риск-ориентированного подхода в этой области. Развитие антимонопольного комплекса находится в этом русле. Нацплан также поддерживает «цифровые» инициативы ФАС последних лет, требуя совершенствования антимонопольного регулирования.

Особой жесткости в практической реализации планов развития конкуренции не ожидается. Так, предложения об ограничении закупок у единственного поставщика госзаказчиками и госкомпаниями будут обсуждаться лишь в апреле 2019 года или позже. Отметим, подписание указа до выборов 2018 года можно в какой-то мере считать неудачей ФАС — наличие такого документа в списке новых майских указов в 2018 году существенно усилило бы его значение.

Олег Сапожков, Дмитрий Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное