Евросоюз продолжит спор в рамках ВТО об ограничениях на поставки свинины, введенных Россией в 2014 году. Ранее ВТО уже признала эти ограничения неправомерными, теперь же в ЕС рассчитывают получить компенсацию за понесенные потери, введя ответные ограничения для российского импорта на сумму в €1,4 млрд. В Минэкономики РФ не согласны с претензиями ЕС по поводу невыполнения решения ВТО, при этом допускают возможность обсуждения размера компенсации.
Обращение Евросоюза в ВТО с просьбой о введении мер, компенсирующих убытки европейских производителей свинины от фитосанитарных ограничений, введенных РФ в январе 2014 года, будет рассматриваться арбитражем этой организации. Такое решение принято на заседании органа ВТО по разрешению споров 3 января — после того как российская сторона не согласилась с позицией ЕС.
В Еврокомиссии указывают, что Россия должна была до 6 декабря 2017 года выполнить постановление и разрешить возобновление торговли. Однако в конце декабря, сославшись на неисполнение РФ решений апелляционного органа, в ЕК заявили о намерении созвать панель экспертов для предоставления ЕС возможности введения ответных мер. В Минэкономики РФ, однако, заявляют, что Россия уже исполнила решение апелляционного органа, сняв запрет на ввоз свинины из стран Евросоюза из-за африканской чумы свиней. Уведомление об этом было направлено в ВТО 8 декабря. Поставки не возобновляются по другой причине — из-за продолжающего действовать продовольственного эмбарго от августа 2014 года. Заметим, ранее в Брюсселе надеялись на возобновление поставок свиного жира, потрохов, а также живых животных для разведения, на которые действовали фитосанитарные ограничения, но не распространяются санкции.
Завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергей Афонцев отмечает, что если ЕС удастся доказать неправомерность действия ограничений именно в течение семи месяцев — с момента их введения Россельхознадзором до принятия контрсанкций,— то Россия будет обязана компенсировать понесенные европейскими компаниями потери. «В ЕК планируют это сделать в виде отзыва отдельных преференций. Но есть определенная трудность, связанная с калибровкой,— и здесь существует риск, что они отзовут более значимые преференции, чем те, что эквивалентны размеру нанесенного ущерба»,— предупреждает эксперт. При этом объем ущерба может быть пересмотрен — с августа 2014 года поставки ограничивались уже продуктовым эмбарго, которое, как и санкции ЕС, вводилось с отсылкой на национальную безопасность,— это «неубиваемый аргумент» в рамках ВТО, который пока никому не удавалось оспорить, поясняет Сергей Афонцев.
Татьяна Едовина




SIA.RU: Главное