По данным проверки Счетной палаты, малый бизнес в РФ развивается медленнее, чем предписано ему регуляторами. По мнению аудиторов, госпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» буксует, ее ключевые показатели не достигнуты. Так, доля работников в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2016 году составила 26,1% вместо 28,1%, а новых рабочих мест предпринимателями создано втрое меньше плана — 35 тыс. вместо 109 тыс. В Минэкономики объясняют такую динамику кратным сокращением финансирования госпрограммы.
[photo 28431]
Аудиторы Счетной палаты (СП) проверили ключевую для сектора госпрограмму «Развитие МСП», а также приоритетный проект «Малый бизнес» (оба курируются Минэкономики). В поле зрения аудиторов попали Татарстан, Алтайский, Ставропольский и Краснодарский края. Главный вывод: целевые показатели программы по развитию предпринимательства не достигнуты. Хотя аудиторы отмечают позитивную тенденцию роста числа некрупных компаний с 4,53 млн в мае 2015 года до 5,99 млн в декабре 2017-го, они также указывают на одновременное сокращение числа их работников — с 18 млн до 16 млн человек. Такой показатель программы, как «доля работников МСП в общей численности занятого населения», отстает от плана с 2014 года (тогда 25,2% вместо 27%). В 2015 году он вырос несущественно — до 25,6% вместо 27,4%, в 2016 году — до 26,1% вместо намеченных Минэкономики 28,1%.
Не понравилось аудиторам и отсутствие в регионах полной информации об оказываемой поддержке МСП из разных источников федерального уровня — в некоторых регионах выполнение программы не контролируется. Бюджетная отчетность в проверяемых регионах, по мнению СП, непрозрачна: с 2014-го по первое полугодие 2017 года фактически было использовано 34,4 млрд руб., при этом в отчетности субъектов РФ отражено только 9,3 млрд руб.
Неравны и условия для развития предпринимательства в регионах, отмечают аудиторы. Так, в 2014–2016 годах более 20% средств федерального бюджета (11 млрд руб.) было выделено 5 из 85 регионов (Татарстану, Башкирии, Московской и Свердловской областям и Москве). При этом на некоторые регионы (Магаданская область, Алтай и Чукотский АО) пришлось за тот же период только 0,4% господдержки (210 млн руб.).
Читайте также:
В Минэкономики заявили, что «отклонение от целевых показателей связано с сокращением на треть фактического финансирования программы» в 2016 году: цели были рассчитаны на основании результатов 2011–2013 годов и носили «прогнозный характер при условии ежегодного финансирования в размере около 16 млрд руб.», в 2016 году «из-за бюджетных корректировок оно составило 11,1 млрд руб.», при этом корректировка показателей не проводилась — в соответствии с Бюджетным кодексом с 2014 по 2017 год нельзя было вносить изменения в госпрограммы.
Также в министерстве отмечают смещение фокуса программы с грантов начинающим предпринимателям (до 500 тыс. руб.) на поддержку инновационных, производственных и экспортно ориентированных МСП: в частности, в 2016 году на 86% выросло число МСП-экспортеров. Неравномерность субсидирования регионов в ведомстве объясняют тем, что в 2014–2016 годах сумма субсидий зависела от числа субъектов МСП в регионе. С 2018 года порядок распределения субсидий изменен — теперь больший объем субсидий предусмотрен для регионов, где нет базовой инфраструктуры поддержки предпринимателей.
Дарья Николаева