Новости

«Нет грабительским ценам на топливо». В регионах проходят протестные акции в связи с резким ростом цен

В регионах России проходят протестные акции автомобилистов в связи с резким ростом цен на топливо. Сегодня митинг пройдет в Омске, вчера вышли протестовать новосибирцы, ранее — жители ряда других городов. Политологи назвали это «послевыборной эмоцией», которая «вряд ли радикально повлияет на ситуацию». Тем не менее вчера в правительстве объявили о том, что акцизы на топливо для стабилизации ситуации на рынке будут снижены уже сегодня — вместо ранее запланированного повышения с 1 июля. Однако и представители отрасли, и протестующие уверены, что это не приведет к снижению цен на АЗС.

Вчера в Новосибирске автоперевозчики провели пикет против роста цен на топливо. Глава Сибирской ассоциации автоперевозчиков (организатор акции) Вячеслав Трунаев задал тон, эмоционально заявив, что участники транспортного рынка поставлены «на грань выживания». «С января предприятия работают практически в убыток,— рассказал он.— Мы начинаем проедать основные средства, скоро техника потребует ремонта, замены резины, а денег на это не будет». «У меня до 60% расходов приходится на топливо,— подтвердил “Ъ” один из пришедших на акцию предпринимателей.— С учетом роста цен на запчасти это просто бессмысленный бизнес».

Участники пикета развернули плакаты с лозунгами: «Нет грабительским ценам на топливо», «Дорогое топливо сожрет Россию», «Бензин как в Америке, а жизнь как в Гондурасе», «Бензин в России добывают из золота?».

По данным Росстата на 28 мая, средние общероссийские потребительские цены на литр 92-го бензина за последние две недели выросли с 39,5 руб. до 41 руб., 95-го бензина — с 42,4 руб. до 44 руб., 98-го — с 47,7 руб. до 49 руб., дизельного топлива — с 42,4 руб. до 43,9 руб.

Столь значительного повышения цен за такой короткий промежуток времени еще не было, уточнил коммерческий директор ООО «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор. «Протестные акции позволят подчеркнуть серьезность проблемы,— говорит он.— Если ситуация не изменится, многие участники могут разориться. Надеемся, что власти хотя бы стабилизируют рост цен на топливо».

Волна протеста против повышения цен на бензин началась с Дагестана: стихийный митинг водителей у авторынка на трассе Махачкала—Дербент прошел 20 мая. 26 мая в Иркутске около двух десятков легковых машин под видом поломки остановились на заправке НК «Роснефть» в микрорайоне Байкальский, таким образом выразив свой протест (акция транслировалась в соцсетях). На АЗС прибыли несколько экипажей ГИБДД: водителей оштрафовали за нарушение ПДД — они не выставили знаки, предупреждающие о поломке. Подобные акции происходили еще в нескольких населенных пунктах Иркутской области.

4 июня в Братске пройдет автопробег против повышения цен на бензин, а 7 июня — митинг в Иркутске в сквере имени Кирова: заявка подана в мэрию Иркутска на участие 1 тыс. человек.

Ряд опрошенных “Ъ” региональных перевозчиков бастовать не собирается, рассчитывая на снижение стоимости топлива после уменьшения акциза. Ранее планировалось повысить акциз с 1 июля 2018 года, однако вчера представитель вице-премьера Дмитрия Козака заявил о решении начать снижение фискальной нагрузки на отрасль с 1 июня: акцизы на бензин будут уменьшены на 3 тыс. руб. за тонну, на дизтопливо — на 2 тыс. руб. за тонну. С 1 июля сокращение составит еще 700 руб.

«Снижение акцизов на топливо автоматически не приведет к снижению цен на АЗС,— пояснил “Ъ” гендиректор некоммерческого партнерства "Совет по товарным рынкам" (защищает интересы независимых нефтетрейдеров) Илья Мороз.— Это решение может принять только регулятор после того, как стабилизируется оптовая цена». Однако господин Мороз считает маловероятным снижение цен на заправках: «Такого не припомню, хотя в случае жесткой политической воли возможен и такой вариант».

Тем не менее нефтяники на прошедшем совещании с вице-премьером Дмитрием Козаком обещали держать цены на бензин на АЗС примерно в течение месяца, а за это время надо выработать системные меры поддержки НПЗ.

«Серьезных акций протеста по большому счету пока не было,— уверен координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко.— Но недовольство зреет давно, причем не только у перевозчиков, а у всех владельцев автомобильной техники».

Афанасий Сборов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное