Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России продолжает постепенно замедлять рост. Июльские продажи увеличились на 10,6%, что чуть ниже темпов роста июня, притом что в начале года спрос подскакивал на 20–30%. На рынке считают, что торможение идет на фоне высокой базы: с весны-лета 2017 года рынок от постоянного спада переходил к устойчивому росту. По мнению экспертов и участников отрасли, есть шанс, что ситуация улучшится к концу года: продажи могут вырасти перед повышением НДС до 20% с 2019 года.
[photo 35975]
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе—июле продажи новых легковых машин и LCV в РФ выросли на 17%, до 992,7 тыс. машин. Но высокий рост сохраняется за счет резкого скачка в начале года (так, январские продажи подскочили на 31,3%), а за июль рынок вырос только на 10,6%, до 143,5 тыс. штук. Чуть более высокий рост — 10,8%, до 156,4 тыс. штук,— был и в июне.
Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер говорит, что «июль не принес фундаментальных изменений» и авторынок продолжил восстановление «с комфортным для себя двузначным показателем уже 15-й месяц подряд».
Читайте также:
Гендиректор «Автоспеццентра Hyundai» (АСЦ) Алексей Потапов отмечает, что на рост влияет не лояльность клиентов, а отложенный спрос 2016–2017 годов. На 2018 год пришлось среднее время смены машин, говорит глава автодилера «Авилон» Андрей Павлович. Но директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников считает, что основным катализатором реализации отложенного спроса остается перспектива повышения цен: «До конца года концерны будут закладывать в прайс-листы увеличение НДС (до 20% с 1 января.— “Ъ”)». Повышение болезненно отразится на покупателях машин бюджетного сегмента, локализованных в РФ, добавляет он.
Глава экспертно-аналитического управления «Автомира» Артем Зябин полагает, что эффект отложенного спроса исчерпал себя: «Основным драйвером роста являются кредитные продажи». Положительный эффект на рынок при сохранении ставки ЦБ окажет продление программ льготного кредитования, считает он.
О влиянии высокой базы говорит и Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», соглашающийся, что к концу года подстегнуть спрос может повышение НДС, но «это же замедлит рост рынка в 2019 году». Татьяна Кофанова из Deloitte, ожидая роста спроса к концу года из-за повышения НДС, прогнозирует на год в целом увеличение продаж на 6–10%. Владимир Беспалов ждет роста на уровне 11%.
Ольга Никитина