Новости

Крупную промышленность вернут на "последнюю милю"

Возврат к «последней миле» в электроэнергетике — механизму, при котором крупная промышленность доплачивает за прочих потребителей,— увеличит нагрузку на крупный бизнес на 38,25 млрд руб. в год и поднимет сетевой тариф на 98%, подсчитали в Минэнерго. Чиновники и эксперты не считают дополнительную нагрузку чрезмерной и не ждут, что она приведет к массовому уходу крупной промышленности на собственную генерацию. Однако компании с этим не согласны, по их версии возврат «последней мили» «отбросит отрасль в прошлое».

Дополнительная нагрузка на прямых потребителей Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети», управляет магистральными электросетями) в случае возврата к механизму «последней мили» вырастет на 38,25 млрд руб. в год и поднимет сетевой тариф для них на 98%, следует из анализа Минэнерго. Почти половину, 18,9 млрд руб., придется заплатить металлургам (подробнее см. инфографику). Поручение провести анализ министерство получило на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 26 июля.

«Последняя миля» применяется с 2005 года: крупные потребители, напрямую присоединенные к магистральным сетям, платили и тариф распредсетей (территориальных сетевых организаций, ТСО). Перекрестное субсидирование позволяло снижать тарифы для мелких и средних потребителей. В большей части регионов механизм прекратил действовать в июле 2017 года, но в четырех он продлен до 2029 года. «Перекрестка» осталась и в других секторах: например, энерготарифы для населения занижены, разницу перекладывают на юрлиц. В правительстве возобновили обсуждение проблемы «перекрестки» в энергетике из-за ее роста. По расчетам Минэнерго, размер «перекрестки» в 2018 году составит 313 млрд руб., но из них в тарифах сетей учтено лишь 218,2 млрд руб.


Министерство предлагает равномерно распределить объем субсидирования на всех потребителей, кроме населения, и дифференцировать единый тариф ФСК (что, по сути, приведет к возврату «последней мили»). Основной аргумент Минэнерго — крупные потребители, подключенные к сетям ФСК, не несут социальной нагрузки по перекрестному субсидированию, что дает им «дополнительные экономические преференции по отношению к малому и среднему бизнесу». Доля сетевой составляющей в конечной энергоцене потребителя ТСО, по оценке министерства,— 35–56% (зависит от напряжения), у потребителя магистральных сетей — 14%. Реализация идеи чиновников снизит стоимость услуг ТСО на 26%, тариф для малого и среднего бизнеса упадет на 4–5%.

В Минэнерго объясняют рост «перекрестки» (и тарифов ТСО) увеличением энергопотребления населения. При этом полезный отпуск электроэнергии в распредсетях в 2013–2017 годах снизился на 5,4%, до 567,3 млн кВт•ч в год (данные «Россетей»). Для населения он вырос на 17%, до 70,3 млн кВт•ч, для прочих потребителей сократился почти на 8%, до 497,5 млн кВт•ч. В магистральных сетях за тот же период отпуск вырос на 5,26%, до 547,4 млн кВт•ч, но у прямых потребителей ФСК — сразу на 26,65%, до 120 млн кВт•ч, для ТСО же — лишь на 0,46%, до 426,5 млн кВт•ч.

Рост тарифа теоретически может спровоцировать уход крупных потребителей на собственную генерацию, но в Минэнерго уверены, что этого не произойдет.

Риски перехода бизнеса на собственные газопоршневые станции анализировал «Совет рынка» (регулятор энергорынков): дифференциация тарифа ФСК снижает долю потребителей, для которых выгодно строить свою генерацию, на 7,4 процентного пункта, до 18%, при расчете на быструю окупаемость (IRR — 20%) и на 1,7 процентного пункта, до 41,3%, если IRR — 14% («интенсивный» сценарий). Наталья Порохова из АКРА считает, что дифференциация тарифа ФСК не приведет автоматически к росту собственной генерации, поскольку энергоцена для крупных потребителей будет все равно на 10–15% ниже цены окупаемости собственной генерации.

Татьяна Дятел

По материалам Коммерсантъ

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное