Новости

Китай открыл дорогу углю из России

На фоне угольного экспортного бума Россия возобновила вывоз угля через северокорейский порт Раджин. Санкции Совбеза ООН против КНДР не ограничивают деятельность Раджина, хотя Южная Корея все еще не дает судам, вошедшим в любые гавани северного соседа, полгода потом заходить в свои порты. “Ъ” не удалось определить поставщика, рискнувшего наладить вывоз через КНДР, угольщики уверяют, что такой экспорт не был особенно привлекательным и стимулировался «сверху». Как отмечают эксперты, Раджин мог стать интереснее из-за загруженности портов РФ, а судьба проекта во многом зависит от отношений Пхеньяна с основным покупателем угля Китаем.

Россия возобновляет поставки угля на экспорт через КНДР, рассказал 5 сентября врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко. «Сегодня первый состав с углем пошел к ним на Раджин»,— цитирует чиновника «Интерфакс». Он уточнил, что на Раджин ушел «самый пыльный уголь». В ОАО РЖД оперативных комментариев “Ъ” не предоставили.

Проект экспорта российского угля через незамерзающий порт Раджин в Северной Корее запустили в конце 2013 года, когда ОАО РЖД и КНДР завершили реконструкцию железной дороги Хасан—Раджин стоимостью $250 млн. Поставки затем уходили в Южную Корею и Китай. Проектом занимается российско-корейское СП «Расонконтранс» (70% акций у ОАО РЖД), к нему планировала присоединиться Южная Корея, но в марте 2016 года Сеул вышел из проекта Хасан—Раджин. По данным «Расонконтранса», перевалка угля в порту в 2017 году составила 2,5 млн тонн.

Андрей Тарасенко говорит, что «в портовой инфраструктуре нет санкций» и возобновление отгрузки угля под них не подпадает.

Чей уголь был отправлен через Раджин, в среду выяснить не удалось — «Расонконтранс» не раскрыл это, собеседники “Ъ” среди угольщиков и операторов не знают грузоотправителя.

СУЭК с осени 2017 года прекратила экспорт через КНДР, говорили в компании в феврале, и источник “Ъ”, близкий к компании, в среду заверил, что ничего не изменилось. В «Мечеле» заявили “Ъ”, что не поставляют уголь через Раджин, об этом же говорит источник “Ъ”, близкий к «Кузбассразрезуглю». При этом источники “Ъ” на рынке отмечают, что санкционные ограничения делают Раджин проблематичным путем экспорта и немногочисленные поставки российского угля «делались по большой просьбе для развития сотрудничества между РФ и КНДР».

Максим Худалов из АКРА считает, что Раджин может быть полезен российским угольщикам на фоне роста спроса в АТР и дефицита портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке. Он добавляет, что если ослабнут политические противоречия, то железнодорожное сообщение до Раджина и дальше до южнокорейского Пусана откроет углю из РФ дополнительные экспортные возможности.

Наталья Скорлыгина, Анатолий Джумайло


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное