Объемы безналичных платежей растут с каждым годом в арифметической прогрессии. Наверное, еще лет пять проект с названием «Безналичный город» вызвал бы улыбку на лицах многих скептиков. Сегодня такие города уже существуют. Первый проект при участии Сбербанка по созданию безналичного города реализован в Зеленодольске Республики Татарстан. За два года оборот наличных средств здесь сократился в два раза. В апреле этого года Сбербанк и администрация Красноярского края подписали соглашение по развитию безналичных платежей в Железногорске. Проект подразумевает выпуск карты жителя города, в которой кроме банковского присутствуют социальное, транспортное, медицинское приложения. Один платежный инструмент для целого ряда услуг.
[photo 38560]
Ежедневно возникает все больше предпосылок и поводов для развития безналичного мира. Об основных тенденциях с точки зрения банка мы говорим с председателем Байкальского банка Сбербанка Александром Абрамкиным.
Культура «пластика»
Число держателей банковских карт постоянно растет, и при этом формируется культура безналичной оплаты практически любых товаров и услуг. Безнал давно стал нормой при оплате покупок в супермаркетах и интернатах-магазинах, при бронировании номеров в отелях и заказе билетов в кино. Даже в транспорте за проезд теперь легко рассчитаться «пластиком» или телефоном в одно касание. Безналичные расчеты вошли в привычку. Для многих безнал – это наиболее удобный, быстрый и экономный – проще говоря, предпочтительный – способ расчета. Во-первых, нет необходимости носить с собой наличные средства, и вы не рискует их потерять. Во-вторых, через отчеты по карте легко отслеживать собственные расходы. Наконец, карта может быть не только пластиковой – такой, которая прекрасно живет в вашем смартфоне.
Александр Абрамкин: «Владельцы карт настолько привыкли рассчитываться «пластиком», что уже недоумеваете, когда слышат, что где-то в магазине, на турбазе, в салоне красоты или в сервисе не принимают к оплате банковские карты. При этом сегодня одним из основных драйверов роста безналичного оборота стало развитие бесконтактной технологии. Сегодня бесконтактными делают даже наиболее простые карты моментальной выдачи. Бесконтактная технология задействована в общественном транспорте. Байкальский банк обеспечил возможность быстрого и прозрачного расчёта по карте (плюс через системы Apple– и Android-pay) в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях Иркутска, а также в общественном транспорте Читы и Улан-Удэ. По статистике банка, ежедневно более 10 тысяч пассажиров в трех этих регионах оплачивают проезд безналичным способом. В перспективе такими же терминалами планируется оснастить и коммерческий транспорт – маршрутные такси, автобусы междугородних сообщений».
Все экономят время
Большая часть платежей сегодня проводится через дистанционные каналы обслуживания – банкоматы, платежные терминалы, интернет-банк Сбербанк Онлайн и его мобильное приложение, услугу Автоплатеж, которые позволяют значительно упростить процесс проведения регулярных платежей и сэкономить время плательщика. Доля таких платежей в Байкальском банке Сбербанка ежемесячно достигает более 85%.
Александр Абрамкин: «Использование дистанционных каналов обслуживания позволяет нашим клиентам значительно экономить время. Тестовые замеры показывают, что на оплату счета в устройстве самообслуживания или интернет-банке требуется в среднем три-пять минут. Оплата через услугу Автоплатеж занимает полминуты, которые требуются для прочтения смс-сообщения о платеже. Сегодня все экономят время, поэтому предпочитают платить со счета банковской карты. Кроме того, развитие удаленных каналов позволяет снижать затраты клиентов на оплату комиссии».
Не просто «Спасибо»
Сбербанк и его партнеры стремятся поощрять клиентов-держателей карт рассчитывающихся безналичным способом. В частности, действует партнерская программа «Спасибо от Сбербанка». Участник программы копит на карте бонусы «Спасибо», которые зачисляются ему как процент с каждой операции при безналичном растете за товары и услуги. Бонусами можно потратить у партнеров банка до 99% суммы в чеке.
В программе «Спасибо» у Сбербанка более двухсот партнёров, на территории обслуживания Байкальского банка – более 70. Это магазины одежды, обуви, продуктовые торговые сети, продавцы электроники, аптеки, автозаправки. И банк постоянно расширяет партнёрский список. Также напомним, что июле нынешнего года Сбербанк обновил программу лояльности «Спасибо». В новом формате активные клиенты получают еще больше бонусов и могут обменивать бонусы на рубли.
Александр Абрамкин: «После перезапуска программы в ней появились четыре уровня привилегий – «Спасибо», «Большое Спасибо», «Огромное Спасибо», «Больше, чем Спасибо». Интересно, что переход с уровня на уровень теперь для клиента выглядит как игра с определёнными ежемесячными заданиями. Выполняя их, участники программы повышают свой статус и получают дополнительные привилегии. При достижении четвертого уровня можно обменивать бонусы «Спасибо» на рубли. На уровнях «Огромное Спасибо» и «Больше, чем Спасибо» есть возможность выбирать дополнительные категории, за покупки в которых будут получать повышенные бонусы. Списывать накопленные бонусы по-прежнему просто. Их можно потратить в точках партнёров, а также в интернете в режиме 24/7 обменять на железнодорожные и авиабилеты, брони отелей».
Многофункциональный безнал
Живые бумажные деньги, бесспорно, должны из наших карманов исчезнуть. Кеш – это очень дорогая история для потребителей, банков, государства, предпринимателей. Исследования показывают, что эквайринг помогает увеличить поток клиентов и средний чек покупки. Благодаря эквайрингу растет скорость обслуживания покупателей и появляется дополнительный канал продаж – банковская карта, которая позволяет клиенту тратить больше и не задумываться о количестве наличных средств в кошельке. При оплате картой у кассира отсутствует риск получить фальшивую банкноту. Сокращаются затраты на услуги инкассации. И, безусловно, без эквайринга сложно представить работу компаний, которые продают товары и услуги через интернет.
Читайте также:
«На сегодняшний день в Байкальском банке заключено 30 тысяч договоров с предприятиями торговли и услуг, где можно расплатиться картой. С начала этого года поток желающих использовать инструменты эквайринга вырос более чем на 10%. В настоящий момент Сбербанк может предложить предпринимателям легко адаптирующиеся под формат и обороты любого бизнеса официальные, легальные сервисы по приёму платежей, в том числе и онлайн. Представителей малого и микробизнеса часто интересует возможность приема оплаты от своих клиентов через страницу в социальных сетях. Кроме того, система позволяет получать расширенную информацию по динамике оборотов, размеру среднего чека, частоте транзакций, не только в виде статистики, но графиков. То есть предприниматель получает инструмент не только для приема платежей, но и для всесторонней оценки и анализа своего бизнеса. И мы уже получаем самые хорошие отзывы от бизнеса. И это далеко не предел».