Социальные предприниматели не имеют юридического статуса. Однако, их проекты успешно развиваются и тиражируются. Можно ли заработать, занимаясь социальным бизнесом? Какие меры поддержки предлагает государство и готовы ли ими пользоваться социальные предприниматели? Об этом шла речь на форуме, организованном Фондом поддержки предпринимательства Иркутской области. Портал SIA.RU предлагает несколько цитат с мероприятия.
«Законодательно закрепленного понятия ‘социальный предприниматель’ еще нет»
Денис Богатов, директор Центра развития социального предпринимательства Российского государственного социального университета, г. Москва:
– Законодательно закрепленного понятия «социальное предпринимательство» и «социальный предприниматель» еще нет. Например, если завод трудоустраивает людей с ограниченными возможностями, это социальный бизнес? А если это завод по производству алкоголя? И таких тонкостей, еще не отрегулированных законодательно, очень много.
С 2013 года в Российской Федерации одной из форм поддержки социального предпринимательства является создание центров инноваций социальной сферы (ЦИСС). Они открываются на базе фондов поддержки предпринимательства, в них обучают предпринимательской деятельности с элементами социального эффекта. Но они не могут выдавать деньги, потому что возникает целый ряд сложностей юридического характера.
«Значительная часть малого и среднего бизнеса занята низкомаржинальной деятельностью»
Владимир Гордеев, заместитель министра экономического развития Иркутской области:
– В Иркутской области процентов семьдесят деятельности предпринимательского сообщества направлено на социальные нужды. Значительная часть нашего малого и среднего бизнеса занята низкомаржинальной деятельностью, порядка 34-35% субъектов МСП работает в торговле, 8-10% – в обрабатывающей отрасли, 8-11% – в строительстве.. Но торговля – это мясорубка для бизнеса: там огромная конкуренция. Люди жалуются, что заходят крупные сетевые компании и по сути убивают малый бизнес. Это – тренд, с которым не поспоришь.
В то же время социальное предпринимательство дает огромный пласт возможностей там, где государство не успевает реагировать на потребности рынка.
У нас нет специальных программ поддержки для социальных предпринимателей. Федеральное антимонопольное законодательство не позволяет нам создавать такие градации. Но в целом такие вещи как создание бизнеса, технология ведения бизнеса, они примерно одинаковые. Поэтому и инфраструктурой, которая уже создана, и существующими мерами поддержки для малого и среднего бизнеса социальные предприниматели тоже могут воспользоваться.
«В Иркутской области действует более трех тысяч НКО, большая часть из них – в социальной сфере»
Ольга Куриленкова, начальник управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям:
– Государство не всегда за бюджетные деньги может решить все социальные проблемы. В этот момент на рынке появляются НКО (некоммерческие организации), для которых законодательно предусмотрены различные формы поддержки.
Поддержка некоммерческого сектора осуществляется на разных уровнях власти вплоть до федерального. Так, в конкурсе на предоставление грантов Президента РФ Иркутская область в этом году заняла первое место по СФО: было поддержано 84 проекта, а сумма привлеченных НКО средств составила 135 миллионов рублей против 128 миллионов, полученных в 2017 году.
В Иркутской области на сегодняшний день действует более трех тысяч НКО, большая часть из них – в социальной сфере. Можно сказать, что работа с некоммерческими организациями, с третьим сектором, как мы его называем – это подготовка кадров для социального предпринимательства.
«Детские сады, социальная реабилитация, здравоохранение и спорт – это на то, что выделяются деньги»
Евгений Дубровин, Фонд «Наше будущее», г. Москва:
– Сферы, в которых в настоящий момент происходит максимальная активность в плане выдачи средств фонда – это создание детских садов (34%), социальная реабилитация (18%), здравоохранение и спорт (по 9%). Это не означает, что если ваш проект там, где не очень большой процент, у вас нет шансов – совсем нет. Просто в данных сферах есть уже сложившаяся бизнес-практика, понимание того, как это работает.
Один из трендов сейчас – переход к осознанному потреблению. Это, например, магазины без упаковки, их все больше появляется в европейской части страны. Суть в том, чтобы пользоваться не просто экологично перерабатываемой упаковкой, а приходить в магазин со своей тарой, в которую вам насыпают крупу, наливают молоко и т.д.
В целом, фонду интересны экологические проекты, но пока их, успешных и доказавших свою локальную экономическую эффективность, не так много в практике фонда.
«Сегодня уже недостаточно хлеба и зрелищ – нам нужно еще что-то для души»
Юлия Богушевская, генеральный директор компании «Франчайзинг-Интеллект»:
– Как известно, франчайзинг – это технология масштабирования эффективного бизнеса. В отношении социального предпринимательства франчайзинг отличается, пожалуй, только по контенту, потому что он наполнен смыслами, личной историей, миссией.
Социальный бизнес призван очеловечить бизнес. Нам сегодня уже недостаточно хлеба и зрелищ – нам нужно еще что-то для души. Мы опрашивали предпринимателей и выяснили, что люди сегодня начинают бизнес не только ради денег – им нужно понимание для чего они это делают, для осознания себя в этой жизни. Как раз это и дает социальный бизнес – деньги и смыслы.
Мы называем социальный бизнес хрустальным, потому что он должен быть чистым и прозрачным. Тогда ему будут помогать власти, его будет сопровождать государственная инфраструктура. И вот эту хрустальность, на мой взгляд, не только можно, но и нужно упаковывать во франшизу.
Я более 14 лет занимаюсь темой франчайзинга и уверена, что это очень полезная технология. Не надо изобретать велосипед, не надо делать сто тридцать пятый вариант детского сада – надо обратить внимание на лучшие социальные практики, которые сегодня существуют и стартовать с ними.
«Перед нами стоит вопрос – брать или не брать деньги»
Вячеслав Шульга, спортивный клуб «Коловрат»:
– У любого тренера муниципальной спортивной школы одна возможность вырасти в деньгах – найти среди своих детей звездочку – чемпиона. Он заточен на этого ребенка, другие ему не интересны. Поэтому год, полтора, два – и дети теряют интерес, ими не занимаются. Нас, родителей, сложившаяся ситуация не устраивала: мы детей приводим не ради олимпийской медали, а потому что спорт помогает преодолевать.
В Усолье пять муниципальных бесплатных спортивных школ. И вот приходим мы и говорим, давайте заниматься спортом с детьми, но платно. Сумасшедшие?
Сейчас у нас занимаются 600 детей. Мы написали свою франшизу и открыли три подразделения в Иркутске.
Спорт – это околообразовательный, окологосударственный инструмент, это конкуренция с государством. Государство как конкурент не будет вам помогать. Мы проходили и Роспотребнадзор, и прокуратуру, к нам все эти службы приходили познакомиться.
Поэтому, если вы занимаетесь социальным предпринимательством, даже не думайте о серых схемах, думайте, как оптимизироваться. Для этого нужно качать свое образование в налогообложении, в юриспруденции, в принципе в бизнесе. Где качать образование? В Фонде поддержки предпринимательства, это бесплатно.
Такая помощь – это развитие параллельной реальности в государстве. Конечно, рассчитывать надо на свои силы, но мы сотрудничаем с фондом поддержки предпринимательства, с фондом микрокредитования, Гарантийным фондом и победили в фонде «Наше будущее». Мы не ушли от НКО (у нас есть и ООО, и НКО), мы считаем, что это еще один путь развития, очень интересный, им тоже надо пользоваться.
Сейчас перед нами стоит вопрос – брать или не брать деньги, потому что помощь целевая, а значит и куча отчетности. А когда вы занимаетесь бизнесом, то что вы запланировали сегодня, не факт, что нужно будет завтра.
«Нам сказали: вам не надо помогать развиваться, вы и так развитые»
Александр Смокотин, детский оздоровительный лагерь «Лукоморье»:
– Я был с обеих сторон баррикад – в администрации работал и вот стал предпринимателем. Про «Лукоморье», которое в Савватеевке, уже многие знают. Сейчас наш проект – это 49-й километр Байкальского тракта. Там мы планируем построить детский оздоровительный лагерь на 300 мест. Работа уже ведется и, по нашим расчетам, комплекс будет окончательно готов к 2024-25 году. У нас несколько направлений деятельности и одно из них – социальное: у нас отдыхают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
У нас была НКО, мы ее закрыли и сейчас у нас действует договор государственно-частного партнерства, его нужно заключать обязательно. Государство не всегда может помочь, но иногда «выстреливает» очень хорошо.
От Иркутского правительства пять лет назад мы получили первый и последний миллион. Мы социальный бизнес и государство помогает социальному бизнесу, но нам сказали: вам не надо помогать развиваться, вы и так развитые.
Мы стараемся участвовать во всех тематических мероприятиях. В 2017 году мы заняли первое место в области событийного туризма в области культуры. В этом году мы тоже были представлены и снова выиграли. Наш проект сейчас презентуется в Норвегии, а в конце ноября будет презентоваться во Франции. Такой же парк, как у нас, мы планируем построить в Крыму.
Нас часто спрашивают, дает ли что-нибудь премия в сфере событийного туризма в денежном эквиваленте. Ничего не даёт. Это можно сравнить с кинопремией Оскар – он ни копейки не дает, но, тем не менее, это самая престижная премия в сфере киноиндустрии и ее дают лучшим. Так и в сфере событийного туризма.
«Невозможно делать общественную работу, если нет постоянной финансовой подпитки»
Светлана Васильева, инклюзивный детский сад «Василёк»:
– Мы, социальные предприниматели, изначально думаем о благотворительности и общественности. Когда я говорю наставникам, что у меня есть благотворительные проекты, первый вопрос, который они мне задают: кто за это платит? И начинают раскручивать модель по ресурсной поддержке. Ведь невозможно делать общественную работу, если не будет постоянной финансовой подпитки: она в конечном счете сведется на нет или качество ее упадет. Наш детский сад окупается за счет платных образовательных услуг. Кроме того, мы выиграли президентский грант.
Я впервые столкнулась с таким форматом, как программы акселерации, и считаю, что если есть возможность в них поучаствовать, этим нужно пользоваться. Никто не будет ходить за вами и говорить: поучаствуйте. Мы сами узнали в ФПП об этом, сами пришли. Первый раз я попала в программу фонда «Навстречу переменам» и это участие было бесплатным. Нам сразу назначили наставников, так называемых менторов. Это люди из коммерческих структур. Они учили нас стратегии продаж и управлению персоналом, чисто бизнес-терминам, к пониманию которых социальный предприниматель сам может идти долго.
Самый большой плюс таких программ – это общение друг с другом. Нам устраивали встречи в формате нетворкинга с руководителями крупных российских и международных компаний. И если наставниками у нас были топ-менеджеры, то здесь мы имели возможность общаться непосредственно с владельцами бизнеса. А общение в профессиональном сообществе – это огромный источник вдохновения.
Организатор форума – Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области.
В структуре Фонда осуществляют деятельность пять центров.
Центр поддержки предпринимательства. Здесь владелец бизнеса или его сотрудники могут пройти обучение, принять участие в акселерационных программах, получить доступ к экспертам регионального и федерального уровня.
Региональный центр инжиниринга. Все, кто связан с производством, могут получить здесь практически неограниченную поддержку. Начиная с сертификации, лицензирования, необходимых маркетинговых, технологических исследований, до проектов модернизации производства, выхода на инвестиционные инструменты и рынки реализации.
Читайте также:
Центр кластерного развития. Здесь компании-участники получают возможность отраслевой и межотраслевой кооперации в рамках организованных кластеров. Это эффективный вид взаимодействия не только для снижения издержек, но и для входа на рынок федеральных закупок.
Центр поддержки экспорта. Здесь любой предприниматель, продукция которого может быть востребована за рубежом, получит всё необходимое, чтобы выйти на международный рынок.
Центр сертификации, стандартизации и испытаний. ЦССИ (коллективного пользования) выступает связующим звеном между крупным производственным бизнесом и субъектами МСП региона и оказывает последним поддержку для повышения их производственного уровня, развития системы менеджмента качества и вывода на рынок новых продуктов.