Комитет по экономической политике и предпринимательству на заседании в понедельник рекомендовал Госдуме принять в первом чтении проект закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля /надзора/".
Законопроект, внесенный правительством РФ, разработан в целях правового регулирования ряда проблем, выявленных по итогам правоприменительной практики закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля /надзора/".
Основной новеллой законопроекта является модернизация действующей системы планового контроля /надзора/. В отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль /надзор/ осуществляется не более, чем один раз в три года, за исключением изъятий, предусмотренных законопроектом. При этом предлагается сохранить иную нормативную периодичность /с учетом сезонности/ лишь для контрольно-надзорных мероприятий в отношении социально-значимых объектов, для чего законопроектом предусмотрен закрытый перечень таких объектов /лечебно-профилактические учреждения, учреждения социального обеспечения, дошкольные воспитательные и образовательные учреждения и другие учреждения/.
Законопроектом внедряется преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности путем установления обязанности направления всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до начала осуществления предпринимательской деятельности /отдельных видов деятельности/ уведомления о начале предпринимательской деятельности о соответствии требованиям /федеральных, региональных и муниципальных/, предъявляемым к данному виду деятельности действующим законодательством.
Уведомлению о начале предпринимательской деятельности подлежит деятельность в следующих сферах: оказание гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и проживанию; оказание бытовых услуг населению; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания; розничная торговля; оптовая торговля; коммерческая перевозка пассажиров автомобильным транспортом вместимостью не более 20 человек /за исключением случая, если данная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя/; коммерческая перевозка автомобильным транспортом грузов свыше 2,5 т /за исключением случая, если данная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд/.
Кроме того, законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень предъявляемых к уведомлениям сведений /охрана окружающей среды, жизни и здоровья/.
Для проверки достоверности сведений, содержащихся в уведомлениях и организации государственного контроля /надзора/ за своевременностью их представления /изменения, обновления, дополнения/ заявителями, предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях соответствующие нормы ответственности юридических лиц /в форме предупреждений и штрафных санкций/ за недостоверность и несвоевременность представления уведомлений.
Проверка сведений, содержащихся в уведомлениях, происходит посредством проведения мероприятий планового государственного и муниципального контроля /надзора/ путем проведения выборочных проверок по четко определенным основаниям и критериям.
Законопроектом вводится понятие проверка, которое включает в себя два вида проверок: документарные и выездные. Если ранее орган государственного контроля /надзора/ мог по собственному усмотрению назначать проведение любого вида проверок, то законопроектом установлено разделение возможности организации и проведения проверок в зависимости от видов проводимого контроля /надзора/. При этом выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведение документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства.
Законопроектом существенно изменяется идеология проведения внепланового государственного и муниципального контроля /надзора/ субъектов предпринимательской деятельности. В частности, установлено, что внеплановый государственный и муниципальный контроль /надзор/ хозяйствующих субъектов проводится только в случаях проверки информации, полученной органами государственного и муниципального контроля /надзора/ от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления или средств массовой информации: о возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций; о причинении ущерба жизни, здоровью людей или окружающей среде.
Законопроект исключает из перечня оснований для проведения мероприятий внепланового государственного и муниципального контроля /надзора/ нанесение имущественного ущерба, поскольку защита имущественных прав может осуществляться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Законопроект вводит запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований, в отношении одного и того же объекта.
Кроме того, на все виды контроля /надзора/, попадающие в сферу действия законопроекта, предполагается распространить общие принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля /надзора/, а также следующие положения: несколькими органами не могут проверяться одни и те же требования; суммарный годовой срок проведения мероприятий по контролю для всех органов контроля для субъектов микропредприятий не может превышать 20 часов, а для субъектов малого предпринимательства - 70 часов




SIA.RU: Главное