«Заражение» мировой системы зомби-компаниями настолько опасно, что может спровоцировать взрыв «пузыря всего», раздуваемого мировыми центробанками на протяжении последних 10 лет. И реализацию данного сценария может запустить даже незначительное событие, которое напугает глобальных инвесторов.
[photo 44057]
По оценкам, более 14% компаний, входящих в индекс S&P 1500, являются «зомби». В Китае примерно 20% компаний, зарегистрированных на бирже в Шанхае и Шэньчжэне, относятся к данной категории. В развитых странах примерно 12% всех нефинансовых компаний являются «зомби». В то время как 30 лет назад их доля составляла всего 2%.
На самом деле это потрясающая динамика. Как мы ее достигли и что стоит за тревожным явлением зомбирования корпоративного сектора?
Риски распространения зомби-компаний для экономики и рынков повсеместно воспринимаются неправильно и в настоящее время в основном игнорируются. Таких фирм в принципе не должно быть. Большая доля зомби-компаний создает возможность спонтанного коллапса как глобальных рынков активов, так и мировой экономики.
В экономическом жаргоне понятие «зомби-компании» появилось в 2008 году в одной из исследовательских работ, в которой непродуктивные и закредитованные, но все еще действующие японские фирмы назвали «зомби-компаниями». Было обнаружено, что после экономического краха в начале 1990-х годов вместо того, чтобы потребовать возврат кредитов или отказать в рефинансировании текущих долгов, крупные японские банки продолжали предоставлять кредиты неплатежеспособным корпоративным заемщикам.
Компании-зомби ограничивают доступ на рынок новым, более эффективным фирмам, препятствуют созданию новых рабочих мест и блокируют капитал в бесперспективных проектах. Одним словом, они представляют угрозу для экономики и общества.
Согласно последним научным исследованиям, самым главным фактором в создании зомби-компаний является состояние банковской системы. Когда кредитные организации слабы и неспособны справиться с убытками по кредитам, они начинают поддерживать «вечные» компании-должники.
То есть слабые банки поддерживают «больные» компании, и они поддерживают друг друга. Вот почему низкие процентные ставки способствуют созданию «зомби». Низкие (или отрицательные) процентные ставки делают банки слабее, ограничивая их прибыль, и они предоставляют зомби-компаниям дешевые кредиты для предотвращения собственных потерь, вызванных банкротством их должников-зомби.
Однако есть и другой канал для их поддержки: производство денег из воздуха. Когда центральные банки ввели в действие свои программы количественного смягчения (QE), это привело к падению доходности (и росту цен) широкого спектра облигаций. Например, доходность корпоративных облигаций США сразу же начала падать, несмотря на рецессию, после того, как ФРС приняла первый раунд QE в ноябре 2008 года (см. рисунок 1).
Когда программы QE были расширены, вынужденный активный поиск доходности подтолкнул инвесторов ко все более рискованным продуктам, что также снизило их доходность. И данная искусственная ликвидность широко распространилась по всем рынкам капитала. Это означало, что даже более рискованные, т. е. имеющие «мусорный» рейтинг компании, могли получать финансирование на рынках капитала по очень низким ставкам. Это позволило им продолжать работать, усиливая зомбирование корпоративного сектора.
Таким образом, программы QE привели к увеличению количества зомби-компаний как через банковский сектор, так с помощью рынков капитала. Следовательно, мировые центробанки несут прямую ответственность за глобальное «нашествие зомби» и за опасную стагнацию глобального роста производительности (см. рисунок 2).
Катализатор нового глобального кризиса?
Как показывает внезапный крах глобального конгломерата Steinhoff, мы не знаем наверняка, насколько широко распространено «зомби-заражение». Крупные компании могут использовать различные уловки бухгалтерского учета, чтобы скрыть свои потери, пока не произойдет внезапный «прорыв плотины», вызвавший крах компании.
Поскольку зомби-компании могут разориться в любой момент, а их идентификация очень сложна, это создает огромный риск для частных инвесторов, мировой экономики и глобальных рынков активов. Когда компании-зомби наконец начнут гибнуть одна за другой, это способно вызвать лавинообразный эффект, который по бизнес-цепочкам затронет и вполне здоровые и успешные корпорации. Что может стать спусковым крючком подобного крайне негативного процесса?
По данным Банка международных расчетов (BIS), понижение рейтинга обширной «вселенной» корпоративных облигаций с рейтингом BBB в США и Европе может привести к массовым распродажам долговых бумаг. В результате процентные ставки взлетят до небес, и, в худшем случае, пассивные инвесторы, панически продающие ETF неликвидных облигаций, могут почти полностью уничтожить спрос на корпоративные долговые бумаги. Это привело бы к краху всего рынка корпоративных облигаций, утянув за собой и фондовый рынок. За этим немедленно бы последовала глубокая рецессия.
Все, что нужно для запуска этой цепной реакции – событие, которое бы напугало инвесторов. На современных «раздутых» рынках позднего цикла это может быть что-то очень незначительное, например, понижение кредитного рейтинга одной компании, или нечто большее, – банкротство крупной корпорации.
Учитывая, что в последние годы рынки привыкли следить за крупными событиями мирового масштаба и заявлениями мировых ЦБ, столь неожиданный и, на первый взгляд, незаметный удар может застать врасплох не только инвесторов, но и ключевых регуляторов.
По материалам gnseconomics.com