Новости

Попытка ЦБ оперативно решить проблему подмены номеров банков потерпела фиаско

Операторы связи оказались не готовы предоставлять необходимую для ее реализации информацию, да и Минкомсвязь видит решение проблемы не в технических мерах, а в разъяснительной работе с гражданами. В то же время мошеннические звонки с действующих номеров банков стали массовыми, и проблема требует решения. Поэтому теперь ЦБ предлагает пойти по длинному пути — через поправки к антиотмывочному закону.

Как стало известно “Ъ”, банки столкнулись с нежеланием операторов связи предоставлять информацию, необходимую для создания белого списка номеров кредитных организаций. Идею создания такого списка ЦБ обнародовал в марте 2019 года, видя в нем вариант решения проблемы мошеннических звонков с подменных номеров банков.

Звонки мошенников гражданам, когда с использованием методов социальной инженерии у них выманивались персональные данные и похищались деньги со счетов, были всегда. Однако массово применять их с использованием реальных номеров кредитных организаций мошенники начали именно в этом году.

Для борьбы с подобными действиями ЦБ обязал банки представить регулятору телефонные номера, которые используются только для приема входящих звонков (чтобы любой исходящий вызов с такого номера блокировался). Кроме того, Банк России просил указать список исходящих номеров, где кроме номера телефона и оператора связи требовалась дополнительная информация. В частности, ЦБ потребовались коды сигнальных точек OPC/DPC (уникальные идентификаторы подключения одного оператора к другому), которые можно было получить у операторов. Комментируя данное письмо, регулятор указывал, что информация нужна для подготовки механизма противодействия злоумышленникам и данная работа ведется во взаимодействии с Минкомсвязью и операторами.

Однако на деле банки столкнулись с множественными отказами. «Мы запрашивали у операторов информацию по OPC/DPC, но они нам не предоставили таких данных»,— отмечает директор департамента информационных и банковских технологий банка «Дельтакредит» Тимур Самедов. В Райффайзенбанке сообщили, что запросили данные у операторов связи, однако пока ответили не все из них. 

По словам представителей кредитных организаций, операторы связи отказывались сообщать OPC/DPC из-за того, что эти коды являются внутренними идентификаторами для межоператорского взаимодействия.

Вместе с тем, по словам экспертов, одних кодов для решения проблемы явно недостаточно.

«Правильнее было бы Минкомсвязи поработать с операторами связи, чтобы на межоператорских стыках на узле междугородной связи уже имеющимися средствами проводить контроль по использованию нумерации по тем номерам и направлениям, по которым вызовы приходят,— отмечает старший консультант по операторским решениям "Инфосистемы Джет" Денис Гудцов.— И если присоединенному оператору связи выделили диапазон, к примеру, 1 тыс. номеров, то вызовы, инициированные с номеров вне этого диапазона, должны блокироваться». Причем подобная работа, по словам эксперта, могла бы существенно сократить объем фрода с подменой любых номеров, а не только банковских.

В Минкомсвязи также не намерены спасать от подмены номера исключительно банки. Как сообщили “Ъ” в пресс-службе министерства, нет норм закона, обязывающих операторов раскрывать коды банкам. Кроме того, там видят иной путь решения проблемы подмены номера. «Подавляющая часть случаев телефонного мошенничества связана с использованием VoIP-телефонии, то есть с подменой IP-адреса на номер, и бороться с такими случаями можно, либо законодательно запретив IP-телефонию, либо постоянно разъясняя нашим гражданам, что нельзя вестись на телефонные просьбы предоставить те или иные конфиденциальные сведения»,— отметили в Минкомсвязи. «Мы за второй вариант»,— указали в пресс-службе министерства.

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное