Законодатели озаботились проблемой расширения инвестиций в драгоценные металлы — сразу четыре тематических законопроекта были внесены в Госдуму в начале недели. Часть из них призвана увеличить привлекательность ОМС, часть — снизить расходы инвесторов при вложениях в физическое золото.
[photo 48610]
По оценке “Ъ”, на 1 мая 2019 года объем средств на металлических счетах в банках (без учета Промсвязьбанка) составил 134 млрд руб., что на 11% ниже начала года. Стоимость золота за этот период снизилась всего на 3%. За последние пять лет объем средств на этих счетах в золотом эквиваленте снизился почти в два раза, до 50 тонн.
В качестве мер, способствующих повышению популярности этих счетов, были предложены поправки к ст. 217 части второй Налогового кодекса (внесены в Госдуму во вторник), освобождающие от налогообложения доходы физлиц, получаемые по ОМС, а также доходы, полученные при продаже активов, размещаемых на ОМС. Сейчас с этих доходов граждане уплачивают 13% НДФЛ (кроме случаев, когда инвестор владел активами более трех лет). Днем ранее в Госдуму был внесен законопроект, по которому ОМС войдут в систему страхования вкладов. Попытки сделать это предпринимались и ранее. Еще семь лет назад Минфин предложил приравнять ОМС к банковским вкладам, что автоматически распространяло на них госгарантии по страхованию депозитов. Однако законопроект так и не был принят. Третья мера, предлагаемая законодателями,— отмена НДС для граждан при реализации аффинированного (инвестиционного) золота. Необходимость такого изменения авторы проекта обосновывают, в частности, потребностью в создании «альтернативного доллару США средства накопления для населения и привлекательного инструмента инвестирования в российскую экономику».
Эксперты в целом согласны с тем, что данные инициативы в перспективе способны увеличить спрос населения на драгметаллы. По мнению начальника отдела операций с драгметаллами и товарными активами банка «ФК Открытие» Максима Куртова, при условии реализации предлагаемых мер, прежде всего в части отмены НДС на слитки, ежегодный спрос со стороны клиентов-физлиц может составить 30–50 тонн. По данным депутатов, частный инвестиционный спрос на золото в 2017 году составил всего 4 тонны.
Читайте также:
Однако ряд проблем законопроекты не снимают. Так, по словам руководителя дирекции валютно-финансовых операций Альфа-банка Александра Красного, препятствием для развития операций с драгметаллами остается достаточно слабое проникновение ОМС внутри банков как продукта для физлиц. «Инвестирование в ОМС делает непривлекательным отсутствие процентного дохода — клиент может заработать только на разнице при покупке и продаже»,— уверен главный аналитик ПСБ Роман Антонов. Нередко при инвестициях в золото инвесторов останавливает большой спред (5–10% по сравнению с долями процента при операциях с долларами), указывает директор по развитию «БКС Премьер» Антон Граборов. Такие комиссии, по словам эксперта, оправданы лишь при инвестировании на 5–10 лет.