Новости

Промышленность выполнила все планы, кроме планов по сбыту

Отмечая ежемесячное ускорение годовых темпов роста ВВП со второй половины 2019 года, аналитики Минэкономики (вплоть до выпуска Росстатом крайне слабых ноябрьских данных о промпроизводстве) продолжали отчитываться: промышленность вносит основной вклад как в рост ВВП, так и в его ускорение. В то же время опережающие индикаторы состояния промышленности (прежде всего PMI Markit) стали резко ухудшаться, и со второго квартала PMI стал указывать на снижение деловой активности в секторе, хотя индекс деловой активности Росстата с учетом сезонности остается отрицательным в обработке не первый год, а в добыче — уверенно с июня 2019 года.

Диссонанс в динамике опережающих и фактических оценок (хотя с учетом сезонности внутригодовая динамика выпуска, по данным Росстата, оставалась нулевой) заставил даже некоторых аналитиков говорить о несостоятельности индекса PMI. А в декабрьском докладе «О чем говорят тренды» аналитики ДИП ЦБ сравнили динамику PMI с сезонно сглаженной динамикой выпуска в обработке и не обнаружили значительной корреляции между этими показателями за последние несколько лет. «Вероятно, такое расхождение в динамике показателей вызвано особенностями выборки опроса PMI, которая не в полной мере покрывает всю выборку предприятий обрабатывающей промышленности»,— предполагают они. И это действительно так: в PMI входят компании, более всего ориентированные на внутренний спрос, тогда как общую динамику промпроизводства прежде всего определяют экспортные компании. И тем не менее в ДИП ЦБ заключают: «Последние месяцы индекс PMI и другие опросные индикаторы (Росстат, опросы ИЭП) по промышленности указывают на предпосылки для снижения объемов производства в обрабатывающих отраслях. Помимо этого, данные Росстата, как и результаты опросов ИЭП, указывают на значительное ослабление текущего спроса, что также соотносится с динамикой PMI».

Разгадка столь заметной разницы в динамике опережающих индикаторов и официальных оценок состояния промпроизводства, а точнее, его вклада в динамику ВВП, кроется в том, что увеличение выпуска действительно было, но продать его компаниям, ожидания которых весь год в разы расходились с фактическими продажами, не удавалось, и они увеличивали запасы.

Если смотреть на рост ВВП не со стороны выпуска, а со стороны потребления, то вклад запасов в его рост во втором квартале был вторым по значимости после частного потребления и составлял 0,5 процентных пункта из 0,9% роста, тогда как в третьем квартале этот фактор может стать основным. «Расширение производства в условиях замедления роста внутреннего спроса могло привести к ускорению накопления запасов материальных оборотных средств в третьем квартале 2019 года»,— говорится в свежем ДКП ЦБ.

То, что чиновники от экономики обнаружили в третьем квартале, в четвертом стало очевидным. В ноябре промышленность показала резкое ухудшение результатов до двухлетнего минимума — фактически нулевой прирост в годовом выражении.

Иными словами, предприятия, которые весь 2019 год ждали, но так и не дождались поддержки спроса на свою промышленность со стороны госбюджета, на фоне ухудшения внешнего спроса в конце года остановились.

Алексей Шаповалов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Итоги-2019. Прогнозы-2020":
Все материалы сюжета (41)