Первый квартал 2020 года стал для инвестиционных банков, работающих на российском рынке, лучшим за последние четыре года. За отчетный период они заработали более $90 млн. Это стало возможным благодаря высокой активности эмитентов в зимние месяцы. Однако спрос на инвестиционно-банковские услуги упал из-за роста риска рецессии на фоне расширения эпидемии коронавируса и падения цен на нефть. Восстановления участники рынка ожидают ближе к концу года, да и то лишь на рынке долгового капитала.
По данным агентства Refinitiv, за первый квартал комиссионные доходы инвестбанков, работающих в России, составили $90,7 млн, что почти вдвое выше, чем за аналогичный период 2019 года. Наиболее сильно выросли доходы от синдицированного кредитования: с $3,4 млн в первом квартале 2019 года до $26,6 млн. Комиссии на рынке акционерного капитала увеличились с $12,3 млн до $22,1 млн. Сопоставимый рост продемонстрировали доходы от сделок M&A, достигнув $20,13 млн. Лишь на рынке долгового капитала комиссионные банков сократились — на 27%, до $21,9 млн. Этому способствовало сокращение числа сделок на рынке на 24%, до $7,9 млрд.
Показатели могли быть и выше, если бы планы эмитентов и расчеты инвесторов не разрушили «черные лебеди». По словам исполнительного директора по рынкам долгового капитала Райффайзенбанка Александра Булгакова, в начале года прошел целый ряд рекордных размещений евробондов, «многие эмитенты собирались "поймать волну" в марте-апреле, мы готовились к валу новых выпусков весной». Но, по словам начальника управления продаж инвестиционных продуктов МКБ Риты Рубежной, пандемия COVID-19 и расторжение сделки ОПЕК+ «погрузили рынки в хаос, сведя на нет все оптимистичные прогнозы» начала года.
В течение считаных недель планы по выходу на публичные рынки скорректировали или перенесли практически все эмитенты»,— отмечает глава рынков акционерного капитала BCS Global Markets Алексей Клетенков.
Введение и постепенное расширение карантинных мер наложило дополнительные ограничения на работу инвестбанков. Как и многим бизнесам, им пришлось почти полностью уходить на удаленное обслуживание клиентов. «В этих условиях инвестиционно-банковские команды перешли на работу по сделкам, не связанным с привлечением капитала среди широкого круга инвесторов, а также на консультативную работу»,— отмечает Алексей Клетенков.
К концу марта панику на рынках удалось притушить благодаря беспрецедентным мерам финансовых регуляторов крупнейших стран, которые поддержали финансовые рынки и свои экономики ликвидностью. Наиболее заметным было восстановление рынка долгового капитала. По словам Алексея Клетенкова, при восстановлении рынка «первопроходцами» всегда выступают «голубые фишки» и новые крупные эмитенты. «В кризисной ситуации ярко проявляется "сегрегация" сильных и слабых заемщиков. Для первых — все, для вторых — ничего»,— отмечает Александр Булгаков.
Но относительно перспектив рынка инвестиционно-банковских услуг его участники высказываются очень осторожно. По словам руководителя департамента инвестиционно-банковской деятельности на глобальных рынках «ВТБ Капитала» Риккардо Орчела, преждевременно прогнозировать скорость восстановления инвестиционно-банковской отрасли. «Когда ситуация стабилизируется, значительный интерес клиентов к отложенным сделкам будет способствовать быстрому восстановлению рынков капитала. В первую очередь ожидаем увидеть сделки на рынках долгового капитала»,— отмечает Риккардо Орчел.
Виталий Гайдаев