Новости

Авторынок срывается в пике

Продажи автомобилей в России на фоне коронавируса могут сократиться наполовину в 2020 году при худшем сценарии развития событий, подсчитали в Boston Consulting Group (BCG). Минимально возможное падение — 19%. В целом на рынке также ожидают двузначных темпов сокращения продаж в 2020 году — прежде всего из-за влияния карантинных мер. Однако глубокое падение рынка на 50% маловероятно, считают аналитики, ожидая, что в таком сценарии рынок ждет увеличение господдержки.

BCG представил предварительную оценку влияния коронавируса на российский авторынок. В исследовании представлено несколько возможных сценариев, а за уровень отсчета взят прогноз IHS Markit, который предусматривал рост рынка до 1,8 млн автомобилей в 2020 году и до 1,9 млн в 2021-м (в 2019 году рынок, по данным АЕБ, составил 1,76 млн машин). В сравнении с прогнозом IHS, BCG в оптимистичном сценарии ждет падение продаж на 19%, примерно до 1,4 млн автомобилей в 2020 году, с восстановлением до 1,8 млн машин в 2021 году.

Пессимистичный сценарий предполагает, что рынок в 2020 году сократится на 48%, до 0,9 млн машин, а в 2021-м вырастет лишь до 1,3 млн штук.

Два наиболее вероятных сценария предполагают падение продаж на четверть (до 1,3 млн машин) и на 37% (до 1,1 млн машин) в 2020 году. В таком случае рынок в 2021 году восстановится до 1,7 млн и 1,5 млн машин соответственно, то есть не достигнет уровня 2019 года.

42% российских потребителей планируют сократить расходы, воздерживаясь от покупки автомобиля, подсчитали в BCG. Машины входят в топ-3 категорий, на которых российские потребители планируют сэкономить, говорится в исследовании.

Автопроизводители и импортеры в основном воздерживаются от оценок.

В Mitsubishi не исключают, что, как и во многих странах Европы, продажи могут снизиться на 80% в период изоляции, но объем падения рынка по итогам года «вообще не поддается прогнозированию». В Volvo Cars ожидают, что уровень продаж по отношению к 2019 году снизится на 25–30% при условии, что карантин не выйдет за пределы второго квартала. 

В АвтоВАЗе говорят, что в первом квартале при поддержке программ льготного автокредитования российский авторынок вырос на 2%. По итогам года там ожидают, что рынок покажет значительную негативную динамику с очень низким объемом продаж в апреле—мае и возможным началом небольшого восстановления с июня. Развитие ситуации в значительной степени будет зависеть от мер господдержки, введение которых в компании бы приветствовали. 

Автодилеры тоже ждут двухзначных темпов падения рынка.

Так, по словам главы «Авилона» Андрея Павловича, авторынок может упасть на 30%, если апрель и май покажут текущие темпы продаж: сейчас «Авилон» авансирует онлайн около 25 автомобилей в день — вчетверо меньше, чем в первом квартале.

Гендиректор «Автоспеццентра» Денис Петрунин ожидает сокращения рынка на 50%, отмечая, что коронавирус в большей степени сказался на отрасли, чем цена на нефть и курс рубля. Автобизнесу сейчас во многом сложнее, чем другим сегментам, говорит гендиректор «Авто.ру» Антон Забанных: у дилеров сильно закредитованный бизнес, и месяц простоя ведет к огромным убыткам. Возникает и вопрос, будут ли у населения средства на покупку машины после снятия ограничений, отмечает он, ожидая сокращения продаж на 10–15% по итогам года.

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Авторынок ищет дно":
Все материалы сюжета (89)