О том, как пандемия коронавируса изменит мир, Нассим Талеб, один из известнейших философов современности, рассказал в интервью РБК. Портал SIA.RU записал несколько цитат.
«Паранойя помогает людям выживать»
– Мы видим, что такие страны, как Сингапур, Тайвань, Южная Корея, сумели справиться с эпидемией в самом зачатке, а западные страны оказались не готовы к ней. Дело в том, что на Западе необычайно силен класс псевдо экспертов, которые рассуждали так: «Инфаркты убивают полмиллиона человек в год, а коронавирус пока убил всего несколько десятков. Давайте беспокоиться об инфарктах». Но это глупость – сравнивать то, что существует в статике, с тем, что развивается, причем так быстро. Паранойя – удачная эволюционная черта: она помогает людям выживать. Но так повелось, что в США стратегии формируются университетскими отделениями психологии. Психологи призывают поступать рационально, то есть не прислушиваться к инстинктам. Именно непонимание того, насколько вирус серьезен, и привело к значительному числу смертей.
«Эпидемия ускорит переход в онлайн»
– Тот факт, что мы с вами говорим через Zoom, сам по себе красноречив: эпидемия ускорит переход к онлайн-образованию. Обычные университеты станут не нужны. Образовательные учреждения смогут за счет этого серьезно сэкономить на зданиях, логистике и так далее. То же самое произойдет и со многими компаниями. Благодаря пандемии многие поняли, что у сотрудников вполне получается работать из дома. Это не означает, что офисы исчезнут полностью, они просто станут меньше, и люди не будут ездить туда каждый день. Это значит, что многие начнут переселяться из городов в сельскую местность.
«Раб – это не уборщица, а менеджер с высокой зарплатой»
– Постоянная занятость стала современной формой рабства. Когда вы вызываете водопроводчика, вы платите ему за то, что он починил вам кран. Когда вы нанимаете человека на работу в компанию, вы платите ему больше, чем заплатили бы за сдельную работу, – потому что стараетесь купить его лояльность. Вам надо, чтобы ему было что терять, так вы сможете его контролировать. В мире наемных сотрудников свобода возможна, только если ты владелец небольшого частного бизнеса либо сотрудник, который трудится за минимальную зарплату, – такому все равно, работает он у вас или где-то еще. Раб – это не уборщица в отеле Metropol, а менеджер с высокой зарплатой.
«Пандемия меняет потребительские привычки»
– Пандемия уже сейчас меняет потребительские привычки – находясь в самоизоляции, люди перестают покупать массу всего ненужного. В этом смысле происходит откат к старым добрым временам. Кризис этот тренд дополнительно усилит. Туриндустрия вряд ли сумеет восстановиться: отели, турбюро, где можно заказать путешествия, уже давно теряли доходы, а пандемия их прикончила. Авиакомпании львиную долю прибыли давно уже делают на бизнес-перелетах, а не на туризме. Кроме того, возникнет тенденция к локализму – люди понимают, что на качество их жизни влияет не только страна, но и конкретный штат или город. Например, губернатор Огайо справляется с текущими задачами лучше, чем Дональд Трамп. Это повод переехать в Огайо.
«Отмена карантина не будет означать конца эпидемии»
– Я не думаю, что пандемия продлится годы, – и все-таки она не спадет довольно долго. Кроме того, надо понимать, что отмена карантина не будет означать конца эпидемии. Пока нет никакой ясности, как она будет развиваться дальше, и это во многом связано с тем, что мы не понимаем, как вирус действует. Когда эпидемия только началась, считалось, что первые симптомы проявляются в течение двух недель после того, как человек заразился. Это было похоже на то, как работает большинство других вирусов. Но теперь выясняется, что у 8% пациентов в Великобритании симптомы проявляются позже этого срока – это значит, что он может оказаться намного заразнее, чем считалось раньше.
«Мы не знаем, что вирус делает с иммунитетом»
– Мы не знаем, что вирус делает с иммунитетом. Обычно в СМИ фигурируют цифры смертей, но никто пока не оценил число тех, чьему здоровью вирус нанес серьезный урон. Я читал отчеты о людях, которые после пребывания в больнице вылечились, но теперь, например, им трудно двигаться, поскольку они потеряли около трети функций легких. Наконец, вирус, похоже, поражает мозг – часть пациентов жалуются на потерю способности чувствовать запахи, и у некоторых из них это может остаться на всю жизнь. Если честно, в ближайшем будущем я вижу угрозу серьезнее пандемии. Это повышение резистентности бактерий, которое происходит из-за повсеместного использования антибиотиков. С этой проблемой уже столкнулись американские больницы. Со временем она может стать фатальной для человечества.
«Пока наказания нет, компания не извлекает уроков»
– «Хрупкость» компании (под этим термином НассимТалеб понимает уязвимость перед лицом неожиданных перемен. — «РБК.Pro») можно уменьшить, только если ее безответственная стратегия будет приводить к наказанию. Пока наказания нет, компания не извлекает уроков. Например, авиакомпании очень уязвимы с финансовой точки зрения. Почему? Потому что у них обычно нет буфера на случай кризисов – вместо того чтобы его формировать, гендиректор раздает деньги в виде дивидендов, чтобы акционеры были довольны. И он надеется, что если что-то случится, то авиакомпанию спасет государство. За последние три недели 20 млн американцев фактически лишились работы. Государство собирается потратить на их поддержку значительную часть ВВП, а вливание денег – эффективный способ сделать экономику еще более «хрупкой».
Читайте также:
Нассим Талеб, американский публицист, экономист и трейдер. Всемирную известность Талебу принесла книга «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», вышедшая в 2007 году. Согласно Талебу, почти все события, которые имеют значительные последствия для рынков, глобальной политики и жизни людей, являются совершенно непредсказуемыми. Теория завоевала популярность на фоне разворачивавшегося финансового кризиса 2008 года, ставшего живой иллюстрацией к рассуждениям Талеба, — вскоре после начала кризиса газета TheTimes назвала Талеба самым выдающимся мыслителем современности. Любопытно, что философ не раз опровергал собственные выводы, делая удивительно точные прогнозы относительно глобальных событий. Перу Талеба принадлежат такие бестселлеры, как «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса», «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни» и др.