Участникам туррынка почти удалось убедить правительство в необходимости позволить им отложить расчеты с туристами, которые не смогли отправиться в поездки из-за пандемии COVID-19. В случае принятия очередных антикризисных мер, подготовленных Минэкономики, потребители вместо обязательных денежных компенсаций смогут получать гарантированный аналогичный тур в установленный правительством срок. Эта мера позволит туроператорам избежать риска возникновения в ближайшее время претензий на 45 млрд руб., но противоречит действующему закону о защите прав потребителей и не гарантирует права туристов, предупреждают эксперты.
Туроператоры могут получить право не возвращать туристам деньги за выкупленные туры, которые не состоялись на фоне угрозы или введения в месте предполагаемого пребывания чрезвычайной ситуации, установления иностранным государством запрета на въезд и возникновения опасности причинения вреда здоровью или имуществу путешественников. Об этом говорится в тексте подготовленного Минэкономики по распоряжению премьера Михаила Мишустина законопроекта о неотложных мерах по обеспечению развития экономики и предотвращению последствий распространения COVID-19 (копия документа есть у “Ъ”).
Источники “Ъ” уверены, что правительство одобрит документ и внесет его в Госдуму. В Минэкономики и Ростуризме на запрос “Ъ” не ответили.
Согласно документу, вместе денег туроператоры могут гарантировать клиентам предоставление в дальнейшем равнозначного тура без доплаты, даже если цена путевки к моменту фактического оказания услуг вырастет. Туроператор должен иметь финансовое обеспечение, действующее на весь срок обязательства и 45 дней после его окончания.
Если турист не сможет отправиться на отдых до момента окончания действия обязательств, по расторжении с ним договора туроператор будет обязан вернуть деньги и заплатить проценты за пользование денежными средствами, которые составят 1/365 ключевой ставки ЦБ. Дополнительная плата будет начисляться со дня начала действия ваучера туроператора до момента его погашения. Одновременно правительство получит право менять сроки и снижать перечисления ежегодных взносов туроператоров в фонды персональной ответственности «Турпомощи».
Особые условия отмены, переноса бронирований и возврата денег могут применяться также для гостиниц и других средств размещения. Но конкретные разъяснения не приводятся.
Отсрочка расчетов с туристами — ключевая просьба, с которой с начала кризиса к властям обращались туроператоры. По оценкам «Опоры России», общая стоимость проданных, но нереализованных туров, составила около 45 млрд руб. Эти средства туроператоры направили, в частности, на расчеты с перевозчиками и отельерами по невозвратным тарифам.
Само по себе внедрение ваучеров, которые планируется ввести и на транспорте вместо расчетов исходно вызвало острую полемику. Партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Даханаго Нагоева объясняет, что эта норма нарушает действующий закон о защите прав потребителей, по которому в случае нарушения сроков оказания услуги последствия должен определять турист, а не туроператор.
«Если клиент хочет отказаться от исполнения договора на оказание услуг и потребовать назад уплаченную сумму, то предлагать ему ваучер — нарушение прав»,— объясняет эксперт. Она добавляет, что решение о переносе даты поездки турист может принять только самостоятельно.
Александра Мерцалова




SIA.RU: Главное