Прогноз по спаду ВВП на второй квартал 2020 года может быть пересмотрен Банком России в сторону снижения, тем не менее ЦБ не видит оснований считать ситуацию в экономике ухудшающейся. У регулятора нет оснований ожидать ни быстрого восстановления экономики, ни длинной стагнации. Пик роста «плохих» долгов банков, которые в состоянии абсорбировать кризисные убытки, будет находиться в диапазоне четвертого квартала 2020-го — второго квартала 2021 года, это не приведет к убыткам всего банковского сектора за 2020 год. Это основные заявления главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной на пресс-конференции в пятницу: в регуляторе уже более уверенно оценивают характер «эпидемического» кризиса и не считают, что для его разрешения потребуются экстренные действия.
На пятничной пресс-конференции Эльвира Набиуллина представила первые данные о предварительных итогах мая 2020 года для экономики РФ и сделала несколько сообщений, уточняющих предположения регулятора о его видении экономической динамики в перспективе ближайших месяцев. На этот раз Банк России уже имеет возможность оперировать данными, подводящими итог майских «сплошных» карантинных мероприятий,— часть из них опубликована в выпущенном вчера же бюллетене ЦБ «Финансовый пульс»: они демонстрируют некоторое усиление вторичных эффектов ограничения экономической активности и уже достаточно отчетливые следы восстановления. Так, в последнюю полную неделю мая (25–29 мая) отклонение входящих платежей в банковской системе от условной нормы составило 6,6% против 11,3% неделей накануне.
ЦБ видит снижение инфляционного давления и возвращение майской инфляции к показателю 4% годовых.
Тезис о том, что ни V-, ни L-образный сценарий восстановления экономики после этого этапа пандемии (Банк России делает множество оговорок о том, что на происходящем может отразиться иной сценарий развития коронавирусной эпидемии в РФ, но, кажется, сейчас не закладывает в прогноз повторные массовые карантины) нерационален, глава ЦБ подтвердила.
Банк России, видимо, пересмотрит прогноз падения ВВП по второму кварталу 2020 года, поскольку ограничения в ряде регионов (имеется в виду, очевидно, в первую очередь Москва) длились дольше его предположений.
Впрочем, из слов госпожи Набиуллиной не следовало, что этот пересмотр будет резким. ЦБ вообще не видит сейчас необходимости в резких действиях — обещание рассматривать на совете директоров в июне снижение ключевой ставки на 1 процентный пункт (вместе с другими предложениями) вновь подтверждено, но более четырех шагов в снижении ставки ЦБ делать не будет — это слишком высокий риск для банков, и это — мера, которая в логике Банка России зарезервирована как раз под экстренные изменения. Их не ожидают — ситуация развивается в рамках базового прогноза ЦБ.
Пик прироста плохих долгов в портфеле банковских кредитов, по предположению ЦБ, придется на последний квартал 2020 года или позже — на первое полугодие 2021 года. Впрочем, банковская система, по оценке регулятора, по итогам 2020 года не покажет убытков, несмотря на абсорбцию ей значительной части потерь экономики за счет прибылей прошлого года. ЦБ, в свою очередь, ориентируется на роспуск буферов в этот период и начало отмены регуляторных послаблений банкам, все три процесса в конце этого — начале следующего года должны будут идти синхронно.
Дмитрий Бутрин




SIA.RU: Главное