Новости

Как выходила из самоизоляции индустрия красоты Иркутска

«Когда сфере красоты Иркутской области разрешили приступить к работе, в социальных сетях мы то и дело видели высказывания – "зачем открывают?", – с сожалением вспоминает Оксана Карасева, заместитель председателя Байкальской ассоциации предприятий индустрии красоты. – Увы, многие люди под услугами салонов красоты понимают прежде всего «наведение марафета», забывая, что тот же самый маникюр – это не просто эстетика – это прежде всего гигиена, профилактика и уход». О том, как переживала пандемию и выходила из самоизоляции индустрия красоты Иркутска, Оксана Карасева рассказала порталу SIA.RU. 

Наша задача – развитие отрасли в регионе

Байкальская ассоциация предприятий индустрии красоты (БАПИК) существует достаточно давно. В ее состав входят не только салоны красоты и парикмахерские, но и фитнес клубы, специализированные магазины – все, что касается бьюти-индустрии. Одна из главных ее задач – развитие отрасли в регионе и повышение качества услуг. В частности, Ассоциация выступает за возрождение в сфере бьюти-услуг системы подтверждения квалификации. 

– В состав Ассоциации входят высококвалифицированные специалисты различных направлений индустрии красоты, которые являются судьями и экспертами федерального уровня, они представляют наш регион на различных соревновательных площадках в бьюти-сфере. Обычно второй квартал года  заполнен профессиональными мероприятиями: проходит специализированная выставка в Сибэкспоцентре, Международный Чемпионат Baikall Beauty Expo, Фестиваль Baikal New Style. В качестве судьи я должна была лететь в конце марта на Чемпионат TINA 2020 в Тайване. Но COVID-19  изменил все планы… Компании нашей сферы, как и многие другие, были вынуждены приостановить деятельность.

Ожидали поддержку и помощь от государства

Когда через две недели самоизоляцию продлили, стало понятно, что это, скорее всего, надолго. Ассоциация решила действовать и написала петицию в адрес временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области И.И. Кобзева.

– Находясь на самоизоляции, мы полностью лишились доходов, однако финансовые обязательства: по аренде, кредитам, зарплате сотрудникам мы должны были выполнять. Увы, большинство компаний нашей сферы – микропредприятия, которые не имеют подушки безопасности и живут в основном за счет кредитных средств. Как отрасль, где услуги оказываются при максимально близком и длительном  контакте с клиентами, мы понимали и серьезность обстановки с COVID-19 и огромные риски, поэтому готовы были сидеть дома, но мы ждали, что и государство в свою очередь предпримет реальные меры поддержки и снимет с нас часть нагрузки. 

Под петицией, которую мы составили, в первый же день подписались 64 организации. Оглядываясь назад, мы видим, что в тех регионах страны, где нет профессиональных объединений, предприятиям пришлось очень тяжело из-за большого объема информации и отсутствия взаимодействия с властью. Мы действовали достаточно организованно, и то нам пришлось нелегко. Очень большую помощь в налаживании коммуникации с властями региона нам оказала Торгово-Промышленная палата Восточной Сибири. Как говорится, карантин показал, кто твой друг. Благодаря слаженной совместной работе большинству салонов красоты с ограничениями, но разрешили возобновить деятельность. Нормативных документов в это время издавалось множество, разобраться во всех тонкостях порой под силу было только юристам. Специалисты Торгово-промышленной палаты выбирали, какие пункты из новых документов касаются нашей отрасли, присылали нам всю самую актуальную – из первых уст и оперативного штаба – информацию. А мы, уже согласованную информацию пересылали всем членам Ассоциации. 

Клиентская база резко сократилась

Предприниматели всегда несут финансовые риски, но к такому резкому повороту событий, как этой весной, многие оказались не готовы – кто-то ушел с рынка, кто-то стал работать «на дому». У большинства из тех, кто остался, серьезно снизился доход.  

– Роспотребнадзор сформировал правила работы в новых условиях, и мы осуществляем деятельность в соответствии с ними. Увы, обстоятельства таковы, что в торговых центрах салонам красоты до сих пор нельзя принимать клиентов. Остальные предприятия, возобновившие свою деятельность, обязаны соблюдать социальную дистанцию, между приемами клиентов требуется дополнительная обработка помещений – все это так или иначе приводит к уменьшению числа клиентов, которых мы можем обслуживать, и увеличивает расходы мастеров. С другой стороны, компенсировать это увеличением цены нельзя – доходы клиентов снизились, многие из них стали краситься и делать маникюр в домашних условиях. Некоторые мастера премиум сегмента во время самоизоляции предложили такую услугу как «боксы»: зная цвет волос клиента, они создавали индивидуальный рецепт клиенту, который самостоятельно окрашивался дома. 

Но это палка о двух концах: с одной стороны это позволяет продавать профессиональные услуги, с другой – способствует уходу клиентов, оттоку «на дом». Отдельная тема – качество материалов, которыми клиенты пользуются дома: если человек экономит на посещении салона, то и материал будет выбирать, руководствуясь этими же соображениями. Из-за аренды, которая в нынешних условиях стала неподъемной, и сами мастера, бывает, отказываются от кабинетов и возвращаются, как в девяностые годы, в «домушный» вариант. Все это очень беспокоит нас как Ассоциацию, потому что все это, конечно, не способствует повышению качества услуг и увеличивает риск распространения инфекции. 

80% проблем были решены

Активная позиция Ассоциации, при мощной поддержке ТПП ВС, дала свои результаты, но после возобновления работы предприниматели столкнулись с новыми сложностями – проверками и противоречивыми требованиями контролирующих организаций. 

– Когда, наконец, салоны красоты возобновили свою работу, начались рейды Роспотребнадзора и Министерства труда. Обязательными для применения у мастеров индустрии красоты стали средства  индивидуальной защиты IV типа – пижама, медицинский халат, шапочка, маска, перчатки, наличие пяти-десятидневного запаса санитайзеров. Порой вся экипировка мастера салона красоты напоминала одежду хирурга из операционной. Проверяющие требовали соблюдать дистанцию между мастером и клиентом, стричь в перчатках. Еще один болезненный вопрос был с дистанцией 1,5 метра между креслами мастеров. Для салонов красоты и парикмахерских, у которых было по несколько  рабочих мест в кабинете, это означало, что кто-то из мастеров будет работать, а кто-то – сидеть дома, ожидая своей очереди. 

Как Ассоциация мы обращались в Роспотребнадзор, на горячую линию за разъяснениями, и они подтверждали, что нескольким мастерам в одном помещении работать можно. Однако Министерство труда выносило предписания, ссылаясь на отсутствие нужных уточнений в Указе  врио губернатора. Многие вопросы так надолго и остались бы в «подвешенном» состоянии, если бы не Торгово-промышленная палата. Она организовала ряд видеоконференций, в которых принимали участие представители Роспотребнадзора и областной администрации. Предприниматели могли там  задавать свои вопросы напрямую. После одной из таких конференций Указ о работе нашей отрасли в Иркутской области был скорректирован. ТПП ВС организовывала вебинары со Сбербанком,  Центробанком, Минфином – на них обсуждались вопросы, касающиеся финансовых мер поддержки. Кроме конференций мы принимали участие во встречах, на которых решались такие важные и щепетильные вопросы как аренда в торговых центрах. В результате порядка 80% проблем, которые мы озвучивали, были решены. 

Видим перспективы сотрудничества

Получив поддержку и помощь Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, Байкальская ассоциация предприятий индустрии красоты стала ее верным партнером. В ТПП ВС вступили также  отдельные предприниматели отрасли.

– Членство в Торгово-промышленной палате Восточной Сибири обеспечивает широкие перспективы сотрудничества. Нам интересны встречи с предпринимателями из других регионов нашей страны, очень важны международные контакты, особенно в Азии. Поскольку Ассоциация организует и поддерживает международные и региональные чемпионаты, а наши специалисты славятся как в России, так и за рубежом, мы надеемся, что, работая с ТПП ВС, мы сможем более качественно представлять нашу отрасль на международном рынке. 


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Господдержка малого бизнеса: субсидии, финансирование, региональные программы":
Все материалы сюжета (73)