Новости

Угольную отрасль ждёт самый серьезный за последние 20 лет кризис

Российская угольная отрасль может столкнуться с самым серьезным за последние 20 лет кризисом из-за сжатия внешних рынков, считают аналитики PwC. Они отмечают, что весь текущий потенциал роста добычи в РФ связан с увеличением экспорта. Однако в ближайшие годы единственным быстрорастущим рынком угля в мире останется Индия: поставки туда менее рентабельны, чем в Китай, а конкуренция с австралийским и индонезийским углем обещает стать более ожесточенной.

Сильная зависимость угольной отрасли России от экспорта станет для нее проблемой, следует из исследования PwC «На сломе трендов: какое будущее ждет российский угольный экспорт». Авторы считают, что отрасль столкнется с сокращением спроса за рубежом, поскольку потребление угля в Азии прекращает расти, а в Европе ощутимо падает. Так, после достижения пика мирового потребления угля в 2013 году (162 эксаджоуля) за 2013–2019 годы оно сократилось на 2,5%. По базовому прогнозу МЭА до 2040 года, потребление угля будет снижаться в Германии, Южной Корее, Японии и даже Китае, а на эти страны в 2019-м пришлось 45% российского экспорта.

Единственным крупным быстрорастущим рынком в среднесрочной перспективе останется Индия (со среднегодовым темпом 2,5%), на которую приходится лишь 3,7% угольного экспорта РФ, а крупнейшими поставщиками выступают Индонезия и Австралия. Общая стагнация спроса на уголь, по мнению аналитиков PwC, приведет к долгосрочному снижению азиатской ценовой премии, а именно ее наличие делало актуальными масштабные проекты модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба.

В результате России будет сложно сохранить долю в мировом экспорте угля, которая по итогам 2019 года составляла 16,6%, не говоря уже о ее росте. Эти утверждения прямо противоположны ожиданиям правительства, которые изложены в стратегии развития угольной отрасли, утвержденной в этом году. Ее консервативный и оптимистический сценарии предполагают рост экспортных поставок к 2035 году до 259 млн и 392 млн тонн соответственно (против 205 млн тонн в 2019 году).

Невозможность увеличить экспорт непосредственно повлияет и на общие показатели отрасли, учитывая, что уже в 2019 году на зарубежные поставки пришлось 51% всей добычи в РФ. Внутренний российский рынок угля стагнирует, сократившись с 2000 года на 13%, до 181,3 млн тонн, тогда как экспорт вырос за это время более чем в пять раз.

В PwC отмечают, что российские угледобывающие регионы (прежде всего Кузбасс) расположены значительно дальше от моря, чем у основных конкурентов из Австралии и Индонезии, что прямо сказывается на логистических издержках. Этот фактор долгое время отчасти нивелировался низкими железнодорожными тарифами за счет кросс-субсидирования перевозки угля другими грузами. Однако ОАО РЖД в последнее время открыто ставит вопрос о том, что перевозка угля для монополии убыточна, и призывает субсидировать ее за счет бюджета.

Евгений Зайнуллин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное