Потребители пессимистично оценивают свое будущее. Почти 36% россиян, опрошенных BCG и «Ромир», даже после окончания пандемии не будут тратить на рестораны прежние суммы. Примерно такое же количество сограждан никогда не вернутся к докризисным тратам на путешествия. Некоторые участники рынка считают, что неутешительные итоги опроса — результат паники потребителей перед новыми возможными ограничениями из-за карантина.
Почти 36% россиян, опрошенных BCG и «Ромир», даже после завершения пандемии не смогут тратить на походы в рестораны докризисную сумму. 22% готовы восстановить свои траты на питание вне дома как минимум через год после снятия всех ограничений. 26% потребуется для этого несколько месяцев, 17% — несколько недель. Около 34% респондентов ответили, что у них не будет такого бюджета на путешествия, как до карантина. 35% опрошенных надеются, что еще год после завершения пандемии они будут экономить на отдыхе. 17% смогут вернуть на прежний уровень свои траты на путешествия через несколько месяцев, а 14% — через несколько недель.
Этот опрос BCG и «Ромир» провели в сентябре, его результаты были представлены 12 октября. Он показывает уровень потребительского пессимизма, который оказался высоким как раз в отношении трат на питание вне дома и отдых. Около 59% участников опроса ощущают финансовую незащищенность, констатирует управляющий директор и партнер BCG Иван Котов.
Управляющий сетью «Теремок» Михаил Гончаров называет результаты этого опроса «слишком эмоциональными»: «На фоне новой волны коронавируса люди впадают в панику и представляют себе наиболее негативные сценарии падения дохода». Но потребители все равно теперь осторожнее стали относиться к расходам, говорят в ГК «Шоколадница».
Сейчас многие россияне, выбиравшие бюджетный отдых, отказываются от него из-за резкого сокращения предложения туров, которые, в свою очередь, подорожали на 30% год к году, говорит представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин добавляет, что внутренний турпоток в стране в этом году снизился на 20–25%, прежде всего за счет тех, кто потерял доходы.
Читайте также:
Последствия кризиса еще долго будут негативно отражаться в целом на экономике. Пандемия, по разным оценкам, может продлиться до 2022 года, после чего понадобится еще минимум год для полного восстановления некоторых отраслей, как, например, туризм, считает старший аналитик «Атона» Виктор Дима. Но, продолжает он, есть сферы, например продуктовый ритейл, где ситуация в кризис даже лучше, чем раньше. Опрос BCG и «Ромир» показывает, что 31% респондетов готовы вернуть на прежний уровень траты на покупку продуктов питания через несколько недель сразу после карантина. 25% на это потребуется несколько месяцев, 19% будут экономить на этих категориях товаров еще год. При этом 24% опрошенных не намерены больше возвращаться к докризисным тратам на продукты. Хотя потребительский пессимизм в этом сегменте не так высок по сравнению с рынком общепита или туристической отраслью, но продуктовые ритейлеры все равно испытывают давление из-за снижения доходов населения. «Рентабельность у ритейлеров заметно сокращается: так, у X5 Retail Group еще до кризиса, в первом квартале 2020 года, этот показатель сократился до 5,1% по сравнению с 5,7% с тем же периодом 2019 года»,— заключает аналитик Национального рейтингового агентства Алла Юрова.
Халиль Аминов, Дарья Андрианова