Белый дом намерен 26 ноября запустить цифровую экосистему для поддержки российских экспортеров, обсуждаемую с 2015 года. Компании, планирующие выход на внешние рынки, смогут получить необходимые им услуги по принципу «одного окна» на базе Российского экспортного центра (РЭЦ).
Согласно опубликованному 23 ноября 2020 г. распоряжению, бизнес получит доступ к 28 онлайн-сервисам. В правительстве рассчитывают, что сервисный подход освободит экспортеров от объемного бумажного документооборота и наладит электронную коммуникацию с профильными ведомствами и организациями.
Ограничения из-за COVID-19 потребовали цифровизации процессов взаимодействия с бизнесом, при этом опыт коронакризисной поддержки показал результативность дерегуляционных мер при незначительных финансовых затратах.
Дальнейшее расширение экосистемы может быть вызвано корректировкой профильного нацпроекта – предполагается, что система «одного окна» обеспечит достижение цели по наращиванию объема несырьевого неэнергетического экспорта на 70% к 2030 году.
Читайте также:
Сейчас информсистема поддержки экспортеров работает в тестовом режиме, с 26 ноября она откроется для публичного доступа. На первом этапе экспортерам из личного кабинета будут доступны шесть видов услуг: до конца 2020 года они смогут подавать заявку на подтверждение нулевой ставки НДС и оформление таможенных деклараций, а с начала 2021-го – на получение мер господдержки, в том числе транспортной и выставочной субсидий. Позже компании смогут дистанционно оформить разрешительные документы, получить субсидии на регистрацию на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности, а также компенсацию затрат на получение сертификатов на их продукцию. Опубликованный документ содержит меры поддержки малого бизнеса на электронных площадках (формирование документации о получении поддержки и прочее), а также расширяет перечень доступных в системе разрешительных документов и субсидий.
Помимо государственных услуг в рамках экспортной экосистемы компаниям будут доступны бизнес-сервисы, а также аналитические и консультативные сервисы.
Речь идет, например, о поиске зарубежных покупателей, а также о формировании аналитических отчетов о структуре и направлениях экспорта, пояснил вчера премьер-министр Михаил Мишустин. В целом же система «одного окна» предусматривает поддержку экспортеров на протяжении всего жизненного цикла – от этапа выхода на внешние рынки до закрепления бизнеса и масштабирования экспортной деятельности.
Диана Галиева