15 июня Дума в первом чтении приняла законопроект о создании на базе ЦБ платформы «Знай своего клиента» (ЗСК). Он предполагает, что регулятор разделит всех клиентов банков по степени риска: низкий, средний и высокий.
Первоначальный вариант законопроекта вызвал массу замечаний. Впрочем, и к новому варианту проекта у банковского сообщества имелись претензии, в частности, в своем отзыве на законопроект АБР предлагала госорганам самостоятельно ограничивать деятельность высокорискованных юрлиц, а не перекладывать это на банки. По ЦБ, доля клиентов высокого уровня риска не превышает 0,7% от общего числа субъектов предпринимательской деятельности, что составляет около 50 тыс. юрлиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Предпочтительным представляется применение процедуры принудительной ликвидации для таких ЮЛ/ИП, говорилось в письме АБР.
По словам главы НСФР Андрея Емелина, при принятии этого законопроекта произошел «редкий случай — специально для нового состава Думы в постановление палаты внесены ключевые направления необходимой доработки проекта». Согласно им, необходимо законодательно закрепить, что сервис ЗСК носит рекомендательно-информационный характер, а также установить определенный срок, на который ограничивается деятельность клиента банка, признанного высокорискованным, и др.
В самом тексте проекта много неоднозначных положений. Так, в отзыве правительства на него отмечается, что используемое понятие «подозрительные операции» следует скорректировать. Кроме того, там указано, что в законе предусмотрен ряд исключений, когда со счета юрлица с высоким уровнем риска можно совершать операции, например, для выплаты зарплаты или уплаты налогов, правительство предлагает расширить этот перечень.
По словам Андрея Емелина, из-за обилия замечаний к проекту логично, что его окончательное принятие перенесено на осень. «В первом варианте проекта основную претензию вызывала норма о списании средств компаний из "красной" категории в пользу бюджета без суда. Из принятого варианта закона она исключена, но легче компаниям не станет — их средства будут без суда заморожены, и они смогут вернуть свои деньги только через ликвидацию»,— говорит он.
Для банков же, по словам Андрея Емелина, наиболее расходной нормой остается обязанность проверять категорию риска не только каждого клиента, но еще и его контрагента до совершения операции, что делает процесс дороже и медленнее. «Многие формулировки проекта также вызывают вопросы, например, "подозрительные операции", к которым предлагается относить операции с любыми преступными целями,— говорит он.— Следовало бы наделить полномочиями ФНС совместно с ЦБ и Росфинмониторингом через суд ликвидировать организации, причастные к преступной деятельности».
Максим Буйлов





SIA.RU: Главное