Новости

Аэропорты на птичьих правах

В региональных аэропортах раскритиковали новые правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации. Соответствующий проект о «Борьбе с опасностью, создаваемой живой природой» был подготовлен Минтрансом и получил отрицательную оценку Минэкономики. 

Новый документ должен заменить принятые в 2009 году правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» и утвержденное в 1988 году «Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации» — они считаются морально устаревшими. Сейчас в крупнейших аэропортах уже применяются более современные системы борьбы с птицами и новый проект должен унифицировать такие системы в региональных аэропортах.

Столкновение самолетов с птицами весьма актуальная проблема. По данным Росавиации, с 2017 года число столкновений самолетов с птицами стабильно растет и превышает 1 тыс. случаев в год. За первые семь месяцев 2021 года произошло уже почти 600 столкновений. Наиболее резонансной стала аварийная посадка Airbus A321 «Уральских авиалиний» под Жуковским в августе 2019 года. Итоги расследования МАК до сих пор не опубликованы.

Но у операторов аэропортов вызывает вопросы сама постановка задачи в новых правилах: предотвращение столкновения с птицами. «Если мы посмотрим документы ИКАО, то все положения идут под лейблом "максимальное снижение угрозы столкновения", поскольку никто никогда не сможет дать 100-процентной гарантии, что столкновения не будет»,– подчеркивает исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергей Никотин. «Болезненным пунктом» также является положение о выявлении и контроле мест скопления птиц: на ближайших к аэропорту свалках, птицефабриках и животноводческих фермах. Как подчеркивают в МАА, ответственность за ликвидацию таких источников должны разделить правоохранители и местные власти.

Недоумение у ознакомившихся с проектом также вызывает идея отпугивания птиц беспилотниками. «Новое требование вызывает риски попадания беспилотных аппаратов в самолет, саморазрушения или отказа систем, что может повлечь за собой большие финансовые потери», – опасаются в одном из аэропортов Краснодарского края.

Новые правила четко описывают, что против птиц могут применяться средства биоакустического воздействия: «крики тревоги и опасности». Воспроизведение тревожных криков через громкоговорители предписывается персоналу аэродромной службы. Во время наблюдений сотрудникам придется установить не только маршруты и места концентрации птиц, но и характер поведения: «гнездятся, кормятся, отдыхают или ночуют». В то же время документ не содержит закрытого перечня мер, которые могут быть признаны достаточными.

Айгуль Абуллина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное