По итогам девяти месяцев 2021 года целый ряд банков, занимающихся автокредитованием, показал невысокие результаты. Так, согласно отчетности банков по РСБУ, процентные доходы по клиентским ссудам у Сетелем-банка снизились на 1%, до 13,1 млрд руб. Некоторые дочерние банки зарубежных автоконцернов — Фольксваген-банк Рус, МС-банк Рус, Тойота-банк — сократили доходы на 9–10%
При этом выдачи автокредитов у тех же банков росли. По данным Frank RG, за девять месяцев 2021 года кредитный портфель Сетелем-банка вырос на 13% (до 1,244 трлн руб.), Тойота-банка — на 6% (до 636 млн руб.), Фольксваген-банка Рус — в два раза (до 626 млн руб.). Лишь МС-банк Рус показал снижение портфеля на 1,3%, до 237 млн руб. Но даже в исключительных случаях резкого роста процентных доходов (у РГС-банка — в 2,6 раза) они по динамике проигрывали выдаче автокредитов (портфель вырос на 3,6 раза).
Как пояснил президент—председатель правления РГС-банка Алексей Токарев, в условиях высокой конкуренции банки «пытаются сдерживать рост ставок, жертвуя доходностью, чтобы завоевать большую долю рынка». За счет этого новые выдачи формируют пониженную маржинальность, что из-за большого объема новых выдач становится видно на портфельном уровне, указывает он.
Эксперты с осторожностью смотрят на ближайшие перспективы автокредитования. До последнего времени на рынке автокредитования объемы выдачи автокредитов превышали прошлогодние, обновляя рекорды почти ежемесячно. Однако осенью ситуация начала складываться против рынка. По данным НБКИ, в сентябре было выдано 8,28 тыс. кредитов — на 5,2% меньше уровня предыдущего месяца и на 6,2% меньше, чем в прошлом году. В октябре ситуация ухудшилась — было выдано 78,1 тыс. автокредитов, на 5,7% меньше предыдущего месяца и на 13,9% меньше, чем в октябре 2020 года.
Такая динамика объясняется дефицитом новых автомобилей, который привел к повышению среднего чека автокредита при одновременном сокращении количества сделок, поясняется в НБКИ. «Это связано с общим падением продаж новых автомобилей и тем, что потребители стали в целом реже менять автомобили, переключаются на б/у или доступные сервисы мобильности»,— поясняет директор направления консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Виктория Синичкина.
Автокредитование ждет очень сложный 2022 год, сходятся во мнении эксперты.
Полина Трифонова





SIA.RU: Главное